рука мастера. Осип Мандельштам, портреты

Дева Мари: литературный дневник

"Профессор Хачатурьян, с лицом, обтянутым орлиной кожей, под которой все мускулы и связки выступали перенумерованные и с латинскими названиями..."


"..Кариньян - бывший председатель армянского ЦИКа...
обреченный на бездействие..
и скука отпечатывала жирные поцелуи на его румяных щеках."


"Никогда не забуду Арнольди.
Он припадал на ортопедическую ступню, но так мужественно, что все завидовали его походке...
..быстрая, как телеграмма, американская ладья, ланцетом взрезавшая воду, и Арнольди вступал на берег - грозой от науки, тамерланом добродушия."


"..в библиотеку вошел пожилой человек с деспотическими манерами и величавой осанкой.
Его Прометеева голова излучала дымчатый пепельно-синий свет, как сильнейшая кварцевая лампа..
Черно-голубые, взбитые, с выхвалью пряди его жестких волос имели в себе нечто от корешковой силы заколдованного птичьего пера.
Широкий рот чернокнижника не улыбался, твердо помня, что слово - это работа. Голова товарища Ованесьяна обладала способностью удаляться от собеседника, как горная вершина, случайно напоминающая форму головы. Но синяя кварцевая хмурь его очей стоила улыбки."


"..большеротые люди с глазами, просверленными прямо из черепа, - армяне"


"Безыменский, силач, поднимающий картонные гири, круглоголовый, незлобливый чернильный кузнец, нет, не кузнец, а продавец птиц, - и даже не птиц, а воздушных шаров РАППа, он всё сутулился, напевал и бодал людей своим голубоглазием.
...
Концертно-садовая, боржомная бодрость никогда его не покидала. Байбак с мандолиной в душе, он жил на струне романса и сердцевина его пела под иглой граммофона."


"Учитель Ашот вмурован в плоскостенный дом свой, как несчастный персонаж в романе Виктора Гюго.
Стукнув пальцем по коробку капитанского барометра, он шел во двор - к водоему - и на клетчатом листе чертил кривую осадков.
Он возделывал малотоварный фруктовый участок... и был исключен, как лишний едок, из колхоза.
В дупле комода хранился диплом университета, аттестат зрелости и водянистая папка с акварельными рисунками - невинная проба ума и таланта.
В нем был гул несовершенного прошедшего.
...
Ещё не написана повесть о трагедии полуобразования. Мне кажется, биография сельского учителя может стать в наши дни настольной книгой, как некогда Вертер."


"Везде крестьянки с плачущими лицами, волочащимися движениями, красными веками и растрескавшимися губами. Походка их безобразна, словно они больны водянкой или растяжением жил. Они движутся, как горы усталого тряпья, взметая пыль подолами.
..
Улыбка пожилой армянской крестьянки неизъяснима хороша - сколько в ней благородства, измученного достоинства и какой-то важной, замужней прелести."


"Рядом со мной проживали суровые семьи обывателей. Бог отказал этим людям в приветливости, которая всё-таки украшает жизнь. Они угрюмо сцепились в страстно-потребительскую ассоциацию, обрывали причитающиеся им дни по стригущей талонной системе и улыбались как будто произносили слово "повидло".


"Комендант по имени Сабуа, ловко скроенный абхазец с ногами танцора и румяным лицом оловянной куклы..."


"..собиратель абхазских народных песен М.Ковач..
Еврей по происхождению и совсем не горец, не кавказец, он обстругал себя в талию, очинил, как карандаш, под головореза.
Глаза у него были очаровательно наглые, со злющинкой и какие-то крашеные, желтые...
От одного его приближения зазубренные столовые ножи превращались в охотничьи."


"..Анатолий К., директор тифлисского национального музея. Губы его были заметаны шелковой ниткой, и после каждого сказанного слова он как бы накладывал на них шов."


"..инженер К.
Казалось из него выжали целую рощу лимонов. За ним волочилась сама желтуха и малярия. Свою собственную усталость он вычислял во сне. Он не боролся с нею, - но выздоравливал .
Его усталость была лишь скрытой формой энергии.
У него было сонное выражение математика, производящего на память, без доски, многочленный..."



//"Впрочем, никогда не растолковывайте человеку его физического облика. Этой бестактности не прощают даже лучшему другу."



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 25.11.2010. ***
  • 13.11.2010. рука мастера. Осип Мандельштам, портреты
  • 07.11.2010. ***
  • 01.11.2010. ***