Шарль Бодлер. Парижский сплин. Негодный стекольщик

Марина Юрченко: литературный дневник

"Наконец он появился; я с любопытством осмотрел все его стекла и сказал ему:


— Как? Разве нет у вас цветных стекол? Красных, розовых, голубых, магических стекол, чудесных райских стекол? Бессовестный обманщик, вот вы кто! Вы осмеливаетесь таскаться по бедным кварталам, и у вас даже нет стекол, которые бы позволили увидеть жизнь прекрасной!


И я быстро вытолкал его на лестницу, по которой он спустился, ворча и спотыкаясь.


Я выбежал на балкон и схватил небольшой горшок с цветами; и в тот момент, когда стекольщик показался на пороге, я сбросил свой снаряд прямо на выступающие края соединительных крючьев, удерживающих стёкла. Удар сбил его с ног, и, опрокинувшись на спину, он полностью уничтожил свой убогий разносной товар, который рассыпался с оглушительным звоном, словно осколки хрустального дворца, разбитого молнией.


И, опьянённый своим безумием, я злобно закричал ему: «Увидеть жизнь прекрасной! Увидеть жизнь прекрасной!»


Эти нервные забавы небезопасны, и часто за них приходится дорого платить. Но что значит вечное проклятие для того, кто за одну секунду познал всю бесконечность наслаждения?"



О возрасте


В рассказе Моэма "Романтичная девушка" с первых строк автор принялся рассуждать об одном преимуществе тех, кто планирует жить долго.


"Один из многих недостатков реальной жизни состоит в том, что она редко преподносит закончен­ный сюжет. Некоторые ситуации вызывают у вас любо­пытство, замешанные в них люди запутались в сложных обстоятельствах, и вы теряетесь в догадках — а что же случится дальше?


Возраст, у которого есть много недостатков, имеет и то преимущество (при­знаться, отнюдь не единственное), что иногда вам уда­удаётся узнать, чем завершились события, свидетелем ко­торых вы когда-то были. Вы уже давно отчаялись уз­нать, чем кончилась та или иная история, как вдруг, когда вы меньше всего этого ожидаете, вам ее препод­носят прямо на блюдечке".


У А.С. Пушкина есть стихотворение о том, о чем мечтают люди в преклонном возрасте. Поэт пишет:


Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.


Люди предпочитают "видеть" в этой поэзии акцент на возможности поздней любви. В любом возрасте хочется быть востребованным и любимым. А вот мне очень по душе строчка о гармонии и вымысле. Это тот пласт искусства и культуры, который человек начинает понимать с возрастом, который недоступен для него в 15-20-25 лет. И для многих даже в 30 и 40.
Чтобы понять некоторые шедевры мысли или художественного мастерства, нужен жизненный опыт. Чтобы почувствовать то, что хотел передать автор, нужны сердце и душа. Но не те, что даны нам с рождения, а те, которые мы сами приобретаем, пока создаём себя.


Или вот вам банальный пример:
Моя мама "подсела" на сайты тру крайм. Это сообщества о странных, до сих пор не раскрытых преступлениях, над которыми ломают головы лучшие детективы многих стран. Некоторые из дел все же закрывают, находят преступников через десятки лет, применяя новые достижения науки и техники.


Любопытство добавляет к происходящему вокруг вкуса и красок. Открывается третий глаз: появляется навык видеть то, что раньше было скрыто от разума.


Тот, кто заявляет, что жить в старости скучно - так ничего и не понял о жизни.


Старость сама по себе отвратительна. Человек знает себя молодым, здоровым и деятельным. В старости ему приходится узнавать себя заново, потому что это уже совсем другой человек и другая жизнь.


Из трёх преимуществ, подмеченных Моэмом, могу подписаться только под усилившейся способностью ценить мгновения. Остальное – его личные выдумки.


"В моём возрасте торопиться – опасно, нервничать – вредно, доверять – глупо, а бояться поздно. Остаётся только жить, причем в удовольствие".


К.Шанель



Другие статьи в литературном дневнике: