Шарль Бодлер. Парижский сплин. Негодный стекольщик"Наконец он появился; я с любопытством осмотрел все его стекла и сказал ему: — Как? Разве нет у вас цветных стекол? Красных, розовых, голубых, магических стекол, чудесных райских стекол? Бессовестный обманщик, вот вы кто! Вы осмеливаетесь таскаться по бедным кварталам, и у вас даже нет стекол, которые бы позволили увидеть жизнь прекрасной! И я быстро вытолкал его на лестницу, по которой он спустился, ворча и спотыкаясь. Я выбежал на балкон и схватил небольшой горшок с цветами; и в тот момент, когда стекольщик показался на пороге, я сбросил свой снаряд прямо на выступающие края соединительных крючьев, удерживающих стёкла. Удар сбил его с ног, и, опрокинувшись на спину, он полностью уничтожил свой убогий разносной товар, который рассыпался с оглушительным звоном, словно осколки хрустального дворца, разбитого молнией. И, опьянённый своим безумием, я злобно закричал ему: «Увидеть жизнь прекрасной! Увидеть жизнь прекрасной!» Эти нервные забавы небезопасны, и часто за них приходится дорого платить. Но что значит вечное проклятие для того, кто за одну секунду познал всю бесконечность наслаждения?" О возрасте В рассказе Моэма "Романтичная девушка" с первых строк автор принялся рассуждать об одном преимуществе тех, кто планирует жить долго. "Один из многих недостатков реальной жизни состоит в том, что она редко преподносит законченный сюжет. Некоторые ситуации вызывают у вас любопытство, замешанные в них люди запутались в сложных обстоятельствах, и вы теряетесь в догадках — а что же случится дальше? Возраст, у которого есть много недостатков, имеет и то преимущество (признаться, отнюдь не единственное), что иногда вам удаудаётся узнать, чем завершились события, свидетелем которых вы когда-то были. Вы уже давно отчаялись узнать, чем кончилась та или иная история, как вдруг, когда вы меньше всего этого ожидаете, вам ее преподносят прямо на блюдечке". У А.С. Пушкина есть стихотворение о том, о чем мечтают люди в преклонном возрасте. Поэт пишет: Но не хочу, о други, умирать; Люди предпочитают "видеть" в этой поэзии акцент на возможности поздней любви. В любом возрасте хочется быть востребованным и любимым. А вот мне очень по душе строчка о гармонии и вымысле. Это тот пласт искусства и культуры, который человек начинает понимать с возрастом, который недоступен для него в 15-20-25 лет. И для многих даже в 30 и 40. Или вот вам банальный пример: Любопытство добавляет к происходящему вокруг вкуса и красок. Открывается третий глаз: появляется навык видеть то, что раньше было скрыто от разума. Тот, кто заявляет, что жить в старости скучно - так ничего и не понял о жизни. Старость сама по себе отвратительна. Человек знает себя молодым, здоровым и деятельным. В старости ему приходится узнавать себя заново, потому что это уже совсем другой человек и другая жизнь. Из трёх преимуществ, подмеченных Моэмом, могу подписаться только под усилившейся способностью ценить мгновения. Остальное – его личные выдумки. "В моём возрасте торопиться – опасно, нервничать – вредно, доверять – глупо, а бояться поздно. Остаётся только жить, причем в удовольствие". К.Шанель © Copyright: Марина Юрченко, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|