Арно БабаджанянАрно Арутюнович Бабаджанян родился 22 января 1921 года в Ереване в семье педагогов. Очень рано проявились его музыкальные способности: уже в трёхлетнем возрасте маленький Арно играл на старой домашней фисгармонии. Арам Хачатурян, однажды посетивший Ереванский детский сад, обратил внимание на талантливого пятилетнего ребенка и настоятельно рекомендовал отдать мальчика в специальную музыкальную школу. Вскоре Арно Бабаджанян был зачислен в группу одарённых детей при Ереванской консерватории, а уже через год сочинил свою первую пьесу «Пионерский марш», изданную в 1931 году. В двенадцать лет на республиканском конкурсе молодых исполнителей ему был присуждён главный приз. Затем последовало обучение в Ереванской консерватории сразу на двух факультетах: фортепиано и композиции. Через два года, мечтая учиться у выдающегося педагога, представителя русской пианистической школы Константина Николаевича Игумнова, Арно Бабаджанян принял решение поступать в Московскую консерваторию. В 1938 году он сдал на «отлично» все вступительные экзамены, однако зачислен не был — из Еревана пришла телеграмма с требованием вернуть уехавшего без официального разрешения консерватории «беглеца». По совету Арама Хачатуряна Арно Бабаджанян принял участие в прослушивании у Елены Фабиановны Гнесиной и произвёл своей игрой большое впечатление — его приняли сразу на выпускной курс музыкального училища. Елена Фабиановна обратилась напрямую к председателю совнаркома Армении Араму Пирузяну (находившемуся в то время в столице) и убедила его в необходимости обучения Арно Бабаджаняна в Москве. Через год, успешно окончив (по классу «фортепиано» Елены Фабиановны Гнесиной и по классу композиции В.Я. Шебалина) музыкальное училище, Арно Бабаджанян поступил в Московскую консерваторию. Здесь ярко раскрылся его незаурядный композиторский и исполнительский талант, отмеченный многими музыкантами. Гениальным пианистом, стоящим в ряду лучших исполнителей XX века, считал своего ученика Константин Николаевич Игумнов: «Мой студент Московской консерватории, Арно Бабаджанян, — личность редкой одарённости и талантливости. Помимо композиторского дара он обладает прекрасными исполнительскими, музыкальными и техническими данными… Можно с уверенностью предсказать ему прекрасное артистическое будущее». Искусству композиции Арно Бабаджанян учился в Ереване — у известного армянского композитора, профессора Вардкеса Тальяна, в Москве — у профессоров Генриха Литинского и Виссариона Шебалина и впитал как армянскую, так и русскую классические традиции. Арно Бабаджанян окончил композиторский факультет Ереванской консерватории лишь после войны, в 1947 году, а в следующем году он завершил обучение в Московской консерватории по классу «фортепиано» у профессора Константина Игумнова. Композитор очень любил свою родную страну, Армению, и она отвечала ему взаимностью. Его песни знали наизусть, они звучали из каждого окна. Но жил и работал Бабаджанян в Москве. В 32 года ему поставили страшный диагноз — белокровие. Вопреки всему, маэстро прожил ещё много лет. В этом "виновата" его невероятная стойкость и жизнерадостность, хорошее лечение, а ещё его ангел-хранитель — жена Тереза Оганесян. Они познакомились в 1945 году. Тогда Тереза, восторженная студентка Московской консерватории, подошла к Арно после концерта в Доме культуры Армении. "Вы играли, как Бог" — сказала она ему, ещё не зная, что ей суждено стать музой этого великого композитора. Одно за другим из-под его пера выходили симфонические и камерные сочинения. Многие из его сочинений прочно утвердились в концертном и педагогическом репертуаре, высоко ценились выдающимися советскими музыкантами: Давидом Ойстрахом, Дмитрием Шостаковичем, Мстиславом Ростроповичем, Эмилем Гилельсом и другими. Творческое наследие Арно Бабаджаняна насчитывает огромное количество произведений самых разных жанров. Все, кто знал Арно Бабаджаняна, запомнили его очень добрым, весёлым и жизнелюбивым человеком и, наверное, могли бы рассказать о нём словами замечательного поэта Андрея Дементьева: «Это был влюблённый в жизнь человек. В нём было столько юмора, человечности, что и сама музыка рождалась из этой доброты. У него было интуитивное чувство прекрасного. Арно Бабаджанян остался композитором света и радости». Арно Бабаджанян стал единственным композитором Советского союза, удостоенным первого приза и звания «Лучший композитор мира». Это произошло в 1974 году на Третьем международном музыкальном фестивале в Токио. Второй приз получил всемирно известный французский композитор Френсис Лей. Лучшая память о композиторе — его музыка. Произведения Арно Бабаджаняна уже вошли в золотой фонд мировой музыкальной культуры. И сегодня, в 104 годовщину, со дня его рождения, эта прекрасная музыка продолжает звучать и покорять сердца новых слушателей. © Copyright: Марина Юрченко, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|