Арно Бабаджанян

Марина Юрченко: литературный дневник

Арно Арутюнович Бабаджанян родился 22 января 1921 года в Ереване в семье педагогов.


Очень рано проявились его музыкальные способности: уже в трёхлетнем возрасте маленький Арно играл на старой домашней фисгармонии. Арам Хачатурян, однажды посетивший Ереванский детский сад, обратил внимание на талантливого пятилетнего ребенка и настоятельно рекомендовал отдать мальчика в специальную музыкальную школу. Вскоре Арно Бабаджанян был зачислен в группу одарённых детей при Ереванской консерватории, а уже через год сочинил свою первую пьесу «Пионерский марш», изданную в 1931 году. В двенадцать лет на республиканском конкурсе молодых исполнителей ему был присуждён главный приз.


Затем последовало обучение в Ереванской консерватории сразу на двух факультетах: фортепиано и композиции. Через два года, мечтая учиться у выдающегося педагога, представителя русской пианистической школы Константина Николаевича Игумнова, Арно Бабаджанян принял решение поступать в Московскую консерваторию. В 1938 году он сдал на «отлично» все вступительные экзамены, однако зачислен не был — из Еревана пришла телеграмма с требованием вернуть уехавшего без официального разрешения консерватории «беглеца».


По совету Арама Хачатуряна Арно Бабаджанян принял участие в прослушивании у Елены Фабиановны Гнесиной и произвёл своей игрой большое впечатление — его приняли сразу на выпускной курс музыкального училища. Елена Фабиановна обратилась напрямую к председателю совнаркома Армении Араму Пирузяну (находившемуся в то время в столице) и убедила его в необходимости обучения Арно Бабаджаняна в Москве. Через год, успешно окончив (по классу «фортепиано» Елены Фабиановны Гнесиной и по классу композиции В.Я. Шебалина) музыкальное училище, Арно Бабаджанян поступил в Московскую консерваторию. Здесь ярко раскрылся его незаурядный композиторский и исполнительский талант, отмеченный многими музыкантами. Гениальным пианистом, стоящим в ряду лучших исполнителей XX века, считал своего ученика Константин Николаевич Игумнов: «Мой студент Московской консерватории, Арно Бабаджанян, — личность редкой одарённости и талантливости. Помимо композиторского дара он обладает прекрасными исполнительскими, музыкальными и техническими данными… Можно с уверенностью предсказать ему прекрасное артистическое будущее».
Дмитрий Шостакович писал об Арно Бабаджаняне: «В очередной раз приходится сожалеть, что он не выступает как пианист. Мир теряет совершенно выдающегося исполнителя».
Эмиль Гилельс признался однажды: «К великой радости пианистов, посвятив себя исключительно композиторскому искусству, он тем самым снял с повестки переживаний лучших в мире пианистов исходящую от него вполне объективно «угрозу» конкуренции».


Искусству композиции Арно Бабаджанян учился в Ереване — у известного армянского композитора, профессора Вардкеса Тальяна, в Москве — у профессоров Генриха Литинского и Виссариона Шебалина и впитал как армянскую, так и русскую классические традиции. Арно Бабаджанян окончил композиторский факультет Ереванской консерватории лишь после войны, в 1947 году, а в следующем году он завершил обучение в Московской консерватории по классу «фортепиано» у профессора Константина Игумнова.


Композитор очень любил свою родную страну, Армению, и она отвечала ему взаимностью. Его песни знали наизусть, они звучали из каждого окна. Но жил и работал Бабаджанян в Москве.


В 32 года ему поставили страшный диагноз — белокровие. Вопреки всему, маэстро прожил ещё много лет. В этом "виновата" его невероятная стойкость и жизнерадостность, хорошее лечение, а ещё его ангел-хранитель — жена Тереза Оганесян. Они познакомились в 1945 году. Тогда Тереза, восторженная студентка Московской консерватории, подошла к Арно после концерта в Доме культуры Армении. "Вы играли, как Бог" — сказала она ему, ещё не зная, что ей суждено стать музой этого великого композитора.
Как и многим жёнам великих, Терезе пришлось пожертвовать своей карьерой пианистки и всецело отдать себя мужу.
Арно Бабаджанян и Тереза Оганесян


Одно за другим из-под его пера выходили симфонические и камерные сочинения. Многие из его сочинений прочно утвердились в концертном и педагогическом репертуаре, высоко ценились выдающимися советскими музыкантами: Давидом Ойстрахом, Дмитрием Шостаковичем, Мстиславом Ростроповичем, Эмилем Гилельсом и другими.


Творческое наследие Арно Бабаджаняна насчитывает огромное количество произведений самых разных жанров.
«Он был настолько многогранный музыкант, что мог делать абсолютно всё» — вспоминала Александра Пахмутова. Однако именно песни принесли композитору наибольшую известность и славу. Наиболее популярные из них: «Королева красоты», «Лучший город земли» (первый советский твист), «Благодарю тебя», «Верни мне музыку», «Голубая тайга», «Не спеши», «Твои следы», «Чёртово колесо», «Свадьба», «Песня первой любви». Эти песни, написанные в творческом сотрудничестве с поэтами Андреем Вознесенским, Евгением Евтушенко, Робертом Рождественским, Анатолием Гороховым, Леонидом Дербеневым, исполняли лучшие эстрадные певцы страны. Самым ярким стал творческий союз Арно Бабаджаняна с Муслимом Магомаевым и Робертом Рождественским.
Наверное, самое легендарное произведение этого триумвирата — нежный и печальный "Ноктюрн". Мало кто знает, что песня в том виде, в котором мы её знаем, появилась уже после смерти композитора. Бабаджанян хотел, чтобы эта завораживающая музыка осталась без слов. Текст к ней Роберт Рождественский написал уже после ухода Арно Арутюновича. "Ноктюрн" был посвящен его жене Терезе. Она пережила мужа на 7 лет.


Все, кто знал Арно Бабаджаняна, запомнили его очень добрым, весёлым и жизнелюбивым человеком и, наверное, могли бы рассказать о нём словами замечательного поэта Андрея Дементьева: «Это был влюблённый в жизнь человек. В нём было столько юмора, человечности, что и сама музыка рождалась из этой доброты. У него было интуитивное чувство прекрасного. Арно Бабаджанян остался композитором света и радости».


Арно Бабаджанян стал единственным композитором Советского союза, удостоенным первого приза и звания «Лучший композитор мира». Это произошло в 1974 году на Третьем международном музыкальном фестивале в Токио. Второй приз получил всемирно известный французский композитор Френсис Лей.


Лучшая память о композиторе — его музыка. Произведения Арно Бабаджаняна уже вошли в золотой фонд мировой музыкальной культуры. И сегодня, в 104 годовщину, со дня его рождения, эта прекрасная музыка продолжает звучать и покорять сердца новых слушателей.



Другие статьи в литературном дневнике: