Монолог генерала Мкартура

Андрей Пшеничников: литературный дневник

Я прочитал много романов Агаты Кристи, но по-настоящему мне понравился только один – «Десять негритят». Я его перечитывал уже несколько раз. Больше всего мне нравятся там монологи генерала Макартура:


«Из моря круто вздымалась скала, очертания которой отдалённо напоминали гигантскую голову негра. В ней было что-то жутковатое… Лодка, вспенивая воду, обогнула скалу. Южная сторона острова в отличие от северной отлого спускалась к морю. Дом расположился на южном склоне – низкий, квадратный, построенный в современном стиле, с огромными закруглёнными окнами. Красивый дом.
- Недурный вид! – сказал генерал Макартур. Но ему было не по себе. «Странное место, что ни говори», - думал он. Совсем не то, на что он рассчитывал… Будь хоть малейшая возможность. Он бы под любым предлогом уехал… Ни минуты здесь не остался бы… Но моторка ушла. Так что хочешь не хочешь, а придётся остаться…


Генерал Макартур, прислонившись к каминной полке, пощипывал седые усики. Лучшего обеда и желать нельзя. Настроение у него поднялось… После отличного обеда гости были довольны жизнью и собой. Стрелки часов показывали двадцать минут десятого. Наступило молчание – спокойное, блаженное молчание. И вдруг покой нарушил ГОЛОС:
- Дамы и господа! Прошу тишины!
- Вам предъявляются следующие обвинения:
…Джон Гордон Макартур, Вы 4 февраля 1917 года намеренно послали на смерть любовника вашей жены Артура Ричмонда…


Гости медленно, неохотно потянулись к лестнице. Будь они в старом доме со скрипящими половицами, доме, где обшитые панелями стены скрывали потайные ходы. Их страх был бы вполне объясним. Но здесь – в этом ультрасовременном особняке? Здесь нет ни тёмных закоулков, ни потайных дверей, а комнаты заливают потоки электрического света, и всё сверкает новизной! Нет, здесь не скроешься! Ничего таинственного тут нет! И быть не может! Но это-то и вселяло в них ужас…
На площадке второго этажа гости пожелали друг другу спокойной ночи и разошлись по комнатам. Войдя к себе, каждый машинально, даже не отдавая себе в этом отчёт, запер дверь на ключ…


Генерал Макартур ворочился с боку на бок. Никак не мог заснуть. Перед ним то и дело возникало лицо Артура Ричмонда. Но всё это было так давно… А сегодня вечером этот голос обнародовал давно забытую историю. Как он себя вёл? Не изменился в лице? Выразил ли подобающий гнев, возмущение? Не выдал ли своего смятения? Кто его знает… Как долго тянется время. «Интересно, когда они уедут отсюда?»- думал генерал. Конечно же, завтра, когда прибудет моторка. Но странно, сейчас ему совсем не хотелось покидать остров… Снова жить, затворившись в своём домишке, снова те же самые тревоги, те же страхи. В открытое окно доносился шум прибоя: море грозно шумело, поднимался ветер. Генерал думал: убаюкивающий шум моря… Спокойное местечко… Хорошо жить на острове – не надо ехать дальше… Ты словно на краю света… Внезапно он понял, что ему совсем не хочется отсюда уезжать.


К девяти часам утра, когда удар гонга оповестил о завтраке, гости уже давно поднялись и ждали, что будет дальше… Они вошли в столовую. На буфете аппетитно дымилось огромное блюдо яичницы с беконом, стояли чайник и кофейник…


Ветер свежел. На море появились маленькие белые барашки. Рыбачьи лодки не вышли в море – не вышла и моторка…
- Ну конечно, она не придёт, - сердито сказал генерал. – Мы рассчитываем, что моторка увезёт нас с острова. Но мы отсюда никуда не уедем – так задумано… Наступит конец, вы понимаете, конец… - Запнулся и добавил тихим изменившимся голосом: - Здесь такой покой – настоящий покой. Вот он конец, конец всему… Покой…
Он резко повернулся и зашагал прочь. Обогнул площадку, спустился по крутому склону к морю и пошёл в конец острова, туда, где со скал с грохотом срывались камни и падали в воду. Он шёл слегка покачиваясь, как лунатик…



Всё утро Вера не находила себе места. Она избегала Эмили Брент – старая дева внушала ей омерзение. Чуть погодя Вера спустилась к морю и пошла вдоль берега. Путь её лежал к той оконечности острова, где сидел старый генерал… Вера опустилась на землю рядом с ним.
- Вам нравиться сидеть здесь и смотреть на море?
- Нравиться. Здесь хорошо ждать.
- Ждать? – переспросила Вера. – Чего же вы ждёте?
- Конца, - тихо сказал генерал. – Но ведь вы это знаете не хуже меня. Верно? Мы все ждём конца.
- Что вы хотите этим сказать? – дрожащим голосом спросила Вера.
- Никто из нас не покинет остров. Так задумано. И вы это сами знаете. Вы не можете понять только одного: какое это облегчение.
- Облегчение? – удивилась Вера.
- Вот именно, - сказал генерал. – Вы ещё очень молоды… Вам этого не понять. Но потом вы осознаете, какое это облегчение, когда всё уже позади, когда нет нужды нести дальше груз своей вины. Когда-нибудь вы это почувствуете… Вы тоже обрадуетесь, когда придёт конец…


Тело генерала внесли в дверь, когда разразился шторм. Гости сгрудились в холле. И тут раздался вой и свист ветра – на крышу дома обрушились потоки воды».



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 26.10.2017. ***
  • 20.10.2017. ***
  • 17.10.2017. ***
  • 09.10.2017. ***
  • 03.10.2017. Монолог генерала Мкартура