21 Наукообразно о метафоре и метонимии по КантуКритика чистого разума, по мнению Канта, должна прежде всего задаться вопросом: что такое познание? Любое понятие, взятое в отдельности (человек, земля, тепло и т. п.), не представляет собой познания. Для факта познания необходимо, чтобы понятия: человек, земля, тепло соединились с другими, чтобы в этом соединении они явились, как субъект и предикат, т. е. чтобы образовалось суждение. Например: человек есть существо сознательное, земля есть планета, тепло расширяет тела. Следовательно, познание выражается только соединением понятий. Всякое познание есть суждение, но, с другой стороны, не всяким суждением устанавливается познание. Кант отмечает, что суждения бывают – аналитические и синтетические. Первые только анализируют понятие, не прибавляя к нему ничего нового. Примером АНАЛИТИЧЕСКОГО суждения может служить предложение «тела протяженны». Признак «протяженный» не прибавляет к понятию ничего, что бы в нем уже не заключалось. Подобные суждения, не сообщая ничего нового, не обогащают наших познаний. Напротив, говоря: «земля есть планета», мы высказываем суждение СИНТЕТИЧЕСКОЕ, т. е. к понятию земли мы присоединяем (в присоединении и заключается смысл греческого слова синтез) новое определение, так мало связанное с понятием земли, что человек жил тысячи лет, не связывая их друг с другом. Однако вот важное ограничение. Научное познание не устанавливается непременно всяким синтетическим суждением. Для того чтобы суждение образовало познание в научном смысле, необходимо, чтобы оно было истинно во всех случаях, чтобы связь, устанавливаемая им между субъектом и предикатом не была случайна, но необходима. И НАПРОТИВ, В ИССКУСТВЕ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ МОЖЕТ БЫТЬ ПРОИЗВОЛЬНОЙ И РОЖДАТЬСЯ ОТ СУБЪЕКТИВНЫХ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ.
© Copyright: Ььььь, 2014.
Другие статьи в литературном дневнике: |