60

Ььььь: литературный дневник

В истории философии установилось мнение о том, что Кант примирил рационалистов и эмпириков. Кант говорит о возможности и даже необходимости изучения мира, который по сути есть раздражитель для пяти наших чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Эти пять пунктов - всё, что мы можем чувствовать и значит всякое познание начинается с этого ряда.
Но как познать чувства другого человека? Можем ли мы поделиться своими чувствами?
Какого-то хорошего, внятного ответа на этот вопрос нет, потому что для того, чтобы ответить, нужна фантастическая технология, которая позволила бы залезть в тело и сознание другого человека, не разрушив тамошней гармонии. Лишь таким образом можно было бы убедиться, что чувства, о которых он, этот другой человек, нам рассказывает, близки к образам, возникающим в нашем сознании, когда мы воспринимаем его речь.
Возьмём такой пример: Один человек всю жизнь видит небо красным, но ему с детства говорят, что небо имеет синий цвет и вот он всю жизнь называет красное - синим. Речь не о дефекте зрения. Зрение у него по-своему в порядке. То есть он видит весь цветовой спектр, но цвета носят другие названия в его голове. Мы не можем знать, каким он видит небо. Да, мы можем слышать то, как он ГОВОРИТ о небе или как он РИСУЕТ небо. Но видеть его глазами мы не можем. Соответственно, коммуникация между людьми носит достаточно условный характер. А без подлинной, по-научному точной коммуникации невозможно настоящее развитие.


Поэтому главный вопрос Канта (Что есть человек?) до сих пор во многих аспектах остаётся вне поле зрения естественных наук.
Готовы мы договариваться друг с другом или не готовы? Это, наверное, вообще самые главные вопросы человечества. Они лежат в плоскости этического. И значит ответ на них можно искать в религиях. В таком случае очень кстати будет упомянуть здесь известную максиму Христа: "Возлюби ближнего своего, как самого себя."



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 17.11.2015. 60
  • 02.11.2015. 59