70 Гельдерлин по Болдыреву

Ььььь: литературный дневник

Итог философии Канта: принципиальная несводимость субъекта и объекта. Между ними граница, которую нельзя преодолеть. Но объект можно и нужно изучать, оставаясь в пределах субъективности.
Далее, после Канта начинаются попытки преодоления субъективности, так ничем и не завершившиеся, но выродившиеся сегодня в жалкий маразматический сговор спекулятивных реалистов с их объектно-ориентированной онтологией.
Одним из первых "преодолевальщиков" Канта был Фихте, суть философии которого вышла из максимы "Я есть Я".
Гельдерлин берёт эту максиму за основу и говорит, что само называние "Я", уже предполагает в себе разделение на субъект и объект. Следовательно, уже прежде слова "Я", означающего разделение, между субъектом и объектом должно лежать нечто более общее. Значит в основу философской системы должно быть положено нечто более фундаментальное (как позже Хайдеггер, вняв Гельдерлину, поставит в центр своего философии "бытие"). То есть в основе лежит бытие, а уже потом идёт разделение на субъект и объект и, чтобы нам выполнить логическую процедуру (т.е. акт познания) вида "Я" есть "Я", нам нужно допущение о том, что "Я" существует.
Поэтому познать бытие, будучи субъектом, будучи "Я" невозможно. Для этого нужно вернуться на позиции неотделённости субъекта от объекта.
Ещё раз - бытие непознаваемо!


Очень важен сам ход мысли Гельдерлина по поводу "Я есть Я": прежде чем выносить суждения, мы должны задумываться о происхождении используемых слов с тем, чтобы высказывание получало силу и обретало смысл уже от корней содержащихся в нём слов.


Хайдеггер просто потом заимствовал и развил эти идеи.


Что интересно! вот данные лингвистики: Любое предложение строится на предикате, чаще всего это глагол. Глагол выказывает отношение субъекта к объекту (актант воздействует на пациенс). Все предложения языка так или иначе построены на этой схеме. Тут запечатлена идея обладания. Потому что схема основана не на сущности предметов, а на их взаимодействии. Это нигилистическое отношение. Гельдерлин вскрывает это.
Чтобы преодолеть сокрытый в языке нигилизм, всякое суждение должно развиваться сразу по двум направлениям - в сторону обладания (привычный способ организации текста) и в сторону сущностного прояснения понятий (что обозначает их бытие).


Строго говоря, текст должен претерпеть глубокие лексико-семантические, синаксические и прагматические изменения. Записывание суждений должно осуществляться не справа-налево и не слева-направо, а как-то иначе. Возможно речь идёт о табличном записывании самых простых утверждений.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 21.07.2016. 70 Гельдерлин по Болдыреву