124

Ььььь: литературный дневник

Шизоанализ — направление в философии и одновременно в психиатрии, сознательно противопоставляющее себя психоанализу и вырастающее на базе его критики. Разработан Жилем Делёзом и Феликсом Гваттари в их двухтомной работе «Анти-Эдип» и «Тысяча плато. Капитализм и шизофрения».


Основная идея шизоанализа состоит в том, что наше психическое, бессознательное функционирует по аналогии с производством, у которого есть инвестиции, машины производства (машины желания), само производство, воспроизводство и все с этим связанное. Этой аналогии с производством шизоанализ обязан марксизму. В этом смысле психическое поле смыкается с социальным полем — везде действуют машины желания.
Критика психоанализа идет по двум направлениям:
Во-первых, против редукции всех возможных способов производства желания к одной семейной «трагедии» — Эдипову комплексу. Жизнь многообразнее, ведь на почве психики разыгрываются все трагедии мира, а не только Эдип. Нельзя свести либидо только к семейным «инвестициям», тем самым репрессируя «инвестиции» социального поля. Фактически, как утверждает шизоанализ, психоанализ есть некоторая репрессия по отношению к желанию, которое сводится только к одному сценарию — «грязной семейной истории», тем самым не достигая уровня социальных «инвестиций» либидо. Это выражается, в частности, в том, что психоанализ понимает только невротика, но не психотика и шизофреника.
Во-вторых, против персонификации (Сверх-Я, Я, Оно, танатос), театрализации машин желания. Шизоанализ противопоставляет себя любым формам редукции, ограничения, приближения к паранойяльному полюсу субъективации. Свою психиатрическую и психоаналитическую практику Феликс Гваттари определяет словом «трансверсальность», подразумевающим пересечение и даже наложение различных форм знания и различных полей становления субъективности.


Философской основой позиции шизоанализа, кроме марксизма, является постмодернизм с его исхождением из первичности различия, не сводимого к различию видов внутри рода. Это различие на уровне желания есть некоторые материальные процессы внутри тела (тела без органов) и только во вторичном смысле есть его истолкование, представление, осознание. В этом смысле шизоанализ есть материалистическая психиатрия, которая сводит желание к производству.
Психоанализ же показывает себя как идеализм в области теории и практики, поскольку сводит телесное производство к системе так называемых бессознательных представлений и к соответствующим формам причинности, выражения и понимания. Психоанализ вообще ошибочно исходит из того, что все можно осознать, более того, что всякая психика, бессознательное может быть описана во всеобщих категориях и может быть выстроена его простая теория, применимая ко всем. Психоанализ ставит субъект и сознание на вершину пирамиды субъективности, принимая даже романтическую позицию — осознание лечит. В протиположность этому, шизоанализ рассматривает субъекта, сознание только как одну из машин внутри тела. Это опять же идет в русле идей постмодернизма. Осознание не меняет сами машины желания, которые живут своей жизнью, но может на них влиять — например, ломать, извращать, репрессировать и т. д.


Википедия


__________


Шизоанализ отличается следующими прин­ципиальными чертами: 1) отказом от асоциальных образов индиви­дуализма; созданием теории маргинальных групп, которые при­знаются первичными по отношению к любым видам коллективно­сти и знаменуют как бы победу протосоциальности над конкрет­ной социальностью; 2) отказом от трансгрессии, признанием ее частью самой социальной стратегии и заменой ее желанием, ко­торое получает невиданно высокий статус, становясь синонимом революции; 3) окончательным отказом от языка как уникальной среды, в которой локализованы проявления протосоциального; язык становится частью неязыкового поля, и литература связыва­ется не столько с языком, сколько с машинами желания. Другими словами, в шизоанализе осознается узость преодоления (транс­грессии) как принципа, противостоящего обществу на равных. Главная задача шизоанализа —выявление бессоз­нательного либидо социально-исторического процесса, не зависящего от его рационального содержания.


Особенно важная роль отводится шизоаналитиками искусству, вырастающему из сферы иррационально-бессознательного. Бессознательное, структуру которого, по Делезу и Гваттари, образуют бе­зумие, галлюцинации, фантазмы, составляет основу творческого про­цесса. В ходе его окультуренная пульсация либидозной энергии преобразовывается в художественную, сжигается. Именно через фантазмы (источник которых в чувствах) осуществляется производство желаний, и именно в художнике Делез и Гваттари видят высший син­тез бессознательных желаний. Самые невероятные фантазмы худож­ников они оправдывают «невинностью безумия», как в духе психоаналитической традиции аттестуют творчество.


Делез характеризует художника одновременно как пациента и врача цивилизации, а также и «извращенца» от цивилизации. Он ак­центирует то обстоятельство, что художники - «самые удивительные диагносты и симптоматологи. Искусству всегда принадлежала огром­ная роль в группировании симптомов, в организации таблицы, где одни специфические симптомы отделяются от других, сопоставляются с третьими и формируют новую фигуру расстройства или болезни. Клиницисты, способные обновить таблицу симптомов, создают произ­ведение искусства... Художники - это клиницисты... цивилизации»


Шизоаналитическое искусство выводит иррационально-бессозна­тельное на поверхность, воссоздает групповые фантазмы, выявляю­щие господствующие в обществе импульсы коллективного бессозна­тельного. Поэтому искусство в концепции Делеза и Гваттари — же­лающая художественная машина, производящая фантазмы.


Именно с метаморфозами либидо связывают авторы будущее человечества, когда «либидо заполнит социальное поле бессознательными формами, галлюцинирует всю историю, сведет с ума цивилизации, континенты и росы, напряженно "чувствуя" всемирное становление». Таким образом «готовится литературное и философское преодоление истории через протосоциальное действие».


И.С. Скоропанова


"РУССКАЯ ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА"



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 12.02.2019. 124