288 Четыре принципа работы психики по Фрейду

Ььььь: литературный дневник

- Принцип удовольствия
Стремление психики к понижению напряжения до минимального уровня.


Фрейд делает парадоксальный вывод, говоря о том, что «принцип удовольствия находится в подчинении у влечения к смерти — и тот, и другой стремятся привести организм к уровню минимальной — в идеале нулевой — психической нагрузки.


- Принцип постоянства
Психический аппарат человека стремится сохранять имеющееся в нем возбуждение на возможно более низком, но устойчивом уровне.


Принцип постоянства, рассматривается, как основа экономической теории Фрейда.
Принцип постоянства тесно взаимосвязан с принципом удовольствия, так как неудовольствие, с точки зрения экономической, рассматривается как субъективное восприятие нарастающего напряжения, а вот удовольствие, рассматривается как восприятие спадающего напряжения.


- Принцип нирваны
Раскрывает суть влечения к смерти.


Это «...тенденция к ослаблению, постоянству, подавлению внутреннего напряжения, связанного с возбуждением». В отличие от введенного ранее принципа постоянства, под которым имелась в виду тенденция к снижению энергетически-затратного напряжения, принцип нирваны подразумевал глубинную направленность на полное
устранение возбуждения (смерть).


- Принцип навязчивого повторения
Фрейд полагал, что повторение в действии является способом припоминания, подменяющим вербальное воспроизведение забытых событий.




Русский декаданс (Сологуб) в первую очередь отличался от русского символизма (Гиппиус и компания) тем, что символизм всё же предлагает какой-то выход. Декаданс не предлагает выхода.


См. статью "Не постыдно ли быть декадентом?" и полемику Сологуба с младосимволистами.
http://sites.utoronto.ca/tsq/07/pavlova07.shtml


«Хотя в эпохи упадка вырождающихся становится больше, но благодаря именно им создаются государства», — писал Эмиль Дюркгейм в своем знаменитом исследовании «Самоубийство» (1897). Этот вывод он иллюстрировал, сравнивая современную ему французскую литературу с российской: «В писателях обеих наций заметны болезненная тонкость нервной системы и определенный недостаток психического и нравственного равновесия. Но насколько разные социальные следствия проистекают из этих одинаковых условий, как биологических, так и социологических! В то время как русская литература полна идеалов, в то время как ее специфическая меланхолия, основанная на активном сострадании к человеческим несчастьям, это — здоровая печаль, которая побуждает к действию, наша… не выражает ничего, кроме глубокого отчаяния и тревожного состояния депрессии». По Дюркгейму, возраст и жизнеспособность общества определяются тем, есть ли у него идеалы и высшие ценности. Старый мир переживал период аномии — разрушения устоев, жизненных норм и ценностей, проявляя все признаки умирания. Русское искусство, по мнению Дюркгей-ма, свидетельствовало — этой нации, несмотря на некоторую «психологическую слабость» и «отсутствие равновесия», удалось сохранить ценности и идеалы и остаться полной сил. Разочарованные в собственной цивилизации, европейцы видели зарю нового общества в «колоссальной, юной и варварской» России.


https://culture.wikireading.ru/58591


Каждый ныне известный представитель русского символизма имел свой путь к нему, и творчество всех символистов не всегда можно объединить какой-то одной характерной чертой. В своём творчестве они стремились к созданию сложной, ассоциативной метафоры, абстрактной и иррациональной. Это желание «того, чего нет на свете». Символисты определяли понятие «символ» как тот знак который соединяет две реальности, два мира — земного и небесного, и связь эта устанавливается только чувствами, интуитивно, иррационально. Брюсов называл символизм «поэзией намеков». Белый подходил к этому явлению более широко: он воспринимал символизм как modus cogitandi (образ мышления) и как modus vivendi (образ жизни), и этому посвятил ряд статей, которые впоследствии были включены в книгу "Символизм как миропонимание". Представители этого течения считали, что только искусство помогает достичь идеалов, приобщиться к царству души. Роль поэта символиста они возводили к тому, что он творец новой жизни, пророк, он помогает создать нового человека. Миссию поэта символисты считали самой высокой на земле, так как искусство для них было выше всех сфер человеческой жизни.


Речь об упадке символизма как единого течения зашла в 1910 году. Все его представители продолжали плодотворно трудиться, творить, но примерно с этого времени их пути, в том числе и творческие, начали расходиться: они стали больше ориентироваться на собственное творчество. Но это не стало смертью символизма, как предполагали многие. Символизм оказал огромное воздействие на литературу и искусство последующих поколений и заложил множество творческих традиций, которым следуют и по сей день.



Другие статьи в литературном дневнике: