309 Типология мышления

Ььььь: литературный дневник

АЛГОРИТМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ


Этот тип мышления можно понимать, как систему мыслительных приёмов, направленных на решение задач. Тут скрыты две стороны понимания. Первая - определить чужой алгоритм. Вторая - построить свой. Если при решении задачи необходимо взаимодействовать с чем-либо, придётся понимать, как оно устроено. Только потом можно выстраивать свой алгоритм.



АЛЬТЕРНАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ


Многомерное (многовариантное) мышление, способность иметь параллельно несколько «собственных» мнений, точек зрения, среди которых может быть более предпочтительная, а могут и быть все равноправны. Умение выбирать наиболее верное в данном случае решение из всех возможных.



АССОЦИАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ


Закономерно возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании индивида и закреплёнными в его памяти. При наличии ассоциативной связи между психическими явлениями A и B возникновение в сознании явления A закономерным образом влечёт появление в сознании явления B.



АТАКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ


При атактическом мышлении речь может быть внешне грамматически правильно построенной, но она остаётся лишённой смыслового значения и недоступной пониманию окружающих. Мыслительная деятельность человека протекает в разных руслах, из-за чего он не может думать и говорить в одном направлении. Это связано с нарушением мотива (целеполагания) речемыслительного акта или его утратой.


Является характерным для шизофрении расстройством мышления.



ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ


Основой визуального мышления выступает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, когда при уподоблении предметно-практических и чувственно-практических действий свойствам объектов в умозрении формируются визуальные образы.



ГРУППОВОЕ МЫШЛЕНИЕ


Это психологический феномен, возникающий в группе людей, внутри которой конформизм или желание социальной гармонии приводят к некорректному или нерациональному принятию решений. Члены группы пытаются минимизировать конфликт и достичь единого решения без достаточной критической оценки альтернативных точек зрения, активно пресекая отклоняющиеся мнения и изолируя себя от внешнего влияния.



ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ


Этот метод творческого мышления заключается в поиске множества разных решений одной и той же задачи.



КОМБИНАТОРНОЕ МЫШЛЕНИЕ


Занимает промежуточное положение между образным и абстрактно-логическим мышлением, поскольку мозг, используя образы как элементы, преобразует их, создавая новые формы и комбинации.
Формирование комбинаторного мышления требует специальных педагогических методов, поскольку самостоятельно такое мышление не формируется.



КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ


Методология анализа и проектирования сложных систем. Особенность подхода состоит в том, чтобы для описания любого объекта очень дисциплинированно использовать крайне ограниченный круг понятий, глубоко осмысливая каждое из них, другими словами, отражая смысл и содержание понятия в некоторой системе других взаимосвязанных понятий.



КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ


Система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов. Позволяет давать обоснованные оценки, интерпретации, а также применять полученные результаты к иным ситуациям и проблемам.



ЛАТЕРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ


Наш ум предпочитает обычные и предсказуемые решения проблем. В большинстве случаев мы мыслим «вертикально» (логически), то есть выбирая самый многообещающий подход к решению вопроса, который подразумевает последовательные шаги, каждый из которых должен быть обоснован. Латеральное мышление помогает решать трудные задачи с помощью необычных методов, или использования элементов, которые игнорируются обычным логическим мышлением.



НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ


Совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Позволяет наиболее полно воссоздавать всё многообразие различных фактических характеристик предмета. Важной особенностью этого вида мышления является установление непривычных сочетаний предметов и их свойств.



ПАНОРАМНОЕ МЫШЛЕНИЕ


Способ мышления, в процессе которого происходит преодоление эволюционной отягощенности человеческого менталитета -- узости поля сознания. Панорамное мышление может считаться термином, объединяющим несколько типов мышления, в массе людям не свойственного



ПАТОГЕННОЕ И САНОГЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ


Патогенное - часто бессознательное мышление, основанное на фиксации в сознании негативных переживаний.
Саногенное - особого вида мышление, приводящее к уменьшению страдания от негативных эмоций. Его основная функция заключается в конструктивной регуляции эмоциональных состояний человека путём рефлексии.



ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ


Классический вид мышления, где используются понятия и логические конструкции.
Включает в себя 5 операций:


Анализ — расчленение общего на составные части и отдельные признаки.
Синтез — обобщение отдельных частей в общее целое.
Сравнение — сопоставление нескольких предметов или событий между собой.
Абстрагирование — выделение одних признаков и отвлечение от несущественных понятий.
Обобщение — это объединение разных понятий в одну категорию.
Систематизация — объединение категорий в одну систему.



РАЗДЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ


Это защитный механизм, позволяющий человеку умещать в себе логически несовместимые установки. Если по каким-то причинам человек нуждается в каждой из своих несовместимых установок, то осознание возникающего противоречия начинает занимать мысли попытками это противоречие разрешить (зачастую с помощью рационализаций). Чтобы этого не происходило, человек может начать раздельно мыслить — не осознавая противоречия между ними, придерживаться всех несовместимых установок сразу. Со стороны это выглядит как простое лицемерие, но сам человек в этом случае придерживается своих установок вполне искренне, хотя и использует в каждом конкретном случае только одну из них.



РЕЧЕВОЕ МЫШЛЕНИЕ


В самом общем виде речевое мышление – это мышление во время речи и речь во время мышления. Это способность оформить мысль в формате, пригодном для передачи в письменном или устном виде, причем так, чтобы эту мысль поняли окружающие.



СИМВОЛИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ


Психопатологический симптом, проявляющийся в расстройстве мышления, при котором больной придаёт понятиям аллегорический смысл, совершенно не понятный другим, но имеющий для больного исключительное значение. Например, увидев санитара в жёлтой рубашке он утверждает: «Это — предатель, потому что жёлтый — цвет предательства!». Также могут встречаться неологизмы, явления агглютинации слов.


Часто всего встречается при шизофрении.



СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ


Психический или мыслительный процесс, применяемый индивидом в контексте достижения успеха в разных видов обширной игровой деятельности.
Стратегическое мышление предполагает поиск и разработку стратегического прогнозирования возможностей, путем изучения всех возможных сценариев будущего и их анализе с тем, чтобы стимулировать этим принятие решений и добиться успеха в долгосрочной перспективе.



ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ


В целом принято все типы мышления делить на теоретические и практические: в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом мышлении — наглядно-образное и наглядно-действенноенное. В пределе же теоретическое мышление вообще не связывается с практикой, а практическое - с теорией.



Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/



Другие статьи в литературном дневнике: