311 Сон. Петербург как Сверх-Я в русской психике

Ььььь: литературный дневник

Мне снилось, будто живу я в Петербурге и почему-то пешком хожу по набережной Невы глядеть футбол - футбольное поле устроено на деревянной площадке прямо над водой.
И вот, однажды, следя за собой с помощью видеокамеры на смартфоне, я иду на матч. На ж/д путях меня обгоняет хамоватый парень. Мы не говорим друг другу ни слова. Вместе мы подходим к месту проведения матча, но никакой дощатой площадки у берега нет, а стоит небольшой речной трамвайчик. Вдвоём мы садимся в этот трамвайчик и плывём. И тут я понимаю, что мы плывём по великой русской реке - Волге. Во сне я поражён её величественной красотой. Она то сужается в русле и тогда прямо посреди фарватера нам на пути встречаются исполинские деревья: берёзы и тополя. При взгляде на них меня поражает мысль - как эти деревья прорасли сквозь толщу вод? Когда же русло реки расширяется, я вижу близкие и далёкие острова с невероятно изящными домиками. Они подступают к самой воде и на задворках за ними видны старые советских ещё времён "газики", которыми и посейчас ещё развозят продукты по сёлам (хотя неясно, что они делают на островах). Сквозь сон понимаю я, что в деревнях этих древним укладом живут старики-безденежники. Трамвайчик наш пристаёт к одному из островов и мы входим в "Сельмаг", где обычная пластинка шоколада стоит 150 рублей. Но и там люди живут.
Не купив ничего, мы отправляемся дальше. Трамвайчик наш входит в воды озера, настолько широкого, что противолежащий берег не различим вдалеке. Вдруг вижу я, как воды озера поднимаются на высоту многоэтажного дома и, разбив наше стекло, проникают внутрь. Но, кажется, мы не успели испугаться и повреждения минимальны. Потоки несут трамвайчик сквозь русский провинциальный город. Вода прибывает буквально по секундам. Волнами сносит каменные ворота, стены и крыши. Но нам не страшно, близость гибели только бодрит нас. И скоро вода уходит. Оглядевшись, мы понимаем, что уже не можем плыть восвояси - трамвайчик наш на мели.
И тогда напарник мой влезает в некую конструкцию, напоминающую бочку на роликах, а я по системе помостов невероятным образом сохранившихся после столь сильного наводнения везу его назад. Нас совершенно не волнует главный вопрос - каким образом устояли эти помосты? Нас занимает только дорога домой.
Таким образом весь сон представляет собой путешествие.


Толкование
По Юнгу вода есть символ бессознательного. Не случайно поэтому завязка сна отнесена к Петербургу. Петербург - город нерусский. Он возведён Петром в оппозицию всему истинно русскому.
По сути Пётр 1 в лице этого города создал СуперЭго русской психики, верхний этаж сознания.
Петербург, как всем известно, выстроен на болотах и регулярно подтапливается водой. Эти воды - воды национального бессознательного, не могущие принять насильственного насаждения чужеземной культуры. Интересно, что со времён Петра столица русского государства практически постоянно находилась в Петербурге. А сразу после свержения Романовых была перенесена в Москву - на исконную русскую почву. Как будто революция для того только и затевалась, чтобы через перенос столицы символически преодолеть разрыв между элитами и народом. А разве не так?


Что касается моего сна, то по всему он символизирует предстоящий или уже совершающийся бунт национального бессознательного против засилья зарубежных идеологических конструктов в виде культа денег (сцена в магазине), культа молодости (почтение к старикам), глобализма (подчёркнуто русский характер сновидения) и прочих навязанных извне гадостей.
И всё это пройдёт бессимптомно, так что можно будет возвратиться домой по неведомо как сохранившимся после бедствия дорожкам. На это также указывают и берёзы, растущие посреди фарватера Волги, и вековой уклад стариков, позволяющий им выживать в деревнях, не взирая на цены в магазине.


Но кто этот странный малый - мой спутник? И почему он представляется мне хамом? И почему я везу его назад? Почему сам он не идёт? Не знаю как объяснить, но мне видится, что этот кто-то - я сам. Я сам повезу своего хама домой.


Также наклёвываются какие-то смутные ассоциации с Китеж-градом (мифологический сюжет об Атлантиде)


«Schmarren!» («Чепуха!»)



Другие статьи в литературном дневнике: