380 Приметы времениИной раз вползаешь в маршрутку, а там за рулём мужичок лет 50 и фоном тихонечко так поют какие-нибудь заунывные «Самоцветы». Или, к примеру, Михаил Круг: «Чифирнуть бы ништяк…» И сразу же понимаешь, что духовный рост водителя остановился примерно в конце 90-х годов. Было ему лет 20-25, встречался он с девушкой, заканчивал техникум, и тогда же в последний раз что-то такое подумывал на «глобальные» темы. А потом начался у него один сплошной быт: дети, алименты, покупки, пьянки, рыбалки, ремонты и прочая совершенно ненужная лабуда, а короче всё то, что позволяет обывательскому рассудку соотносить себя с шаблончиком «достойный член общества». Обыватель думает о себе: «А чё я? Я как все…» и мысль эта немножко оправдывает его духовную нищету. Некоторые люди посложнее устроены. Наблюдая таких вот маршрутчиков, они думают о себе: «Я не такой. Я Вертинского слушаю. А это классика на все времена. Я, если слушаю рок, то только зарубежный, ещё из 70-х годов прошлого века. Я и книжки почитываю, и в политике кое-что понимаю… Нет, я не такой». Наивные люди. Они думают, что могут купировать веяния времени путём интеллектуальных усилий, путём абстрагирования и рефлексии. И не сознают, что эпоха пришита к изнанке натуры, как подкладка к плащу - от неё не избавишься на раз-два. Нужно быть истинным гением - как Перельман или Эйлер. Однажды по служебной необходимости я свёл знакомство с одним мыслящим человеком. В первые минуты общения, он показался мне почти Эйлером. Всё-то он знал, и во всём разбирался. Мыслил системно и масштабно. Я был до крайности впечатлён умом этого человека, но лишь до той самой минуты, пока речь не зашла о туризме. Вдруг появились какие-то бестолковые шуточки времён Перестройки, анекдоты про Брежнева, и - что самое главное – самоумаление, какое-то низкопоклонство перед всем западным. Вроде того, что «там вот цивилизация! не то что у нас!» Потянув за эту ниточку, я выудил на свет божий вполне ортодоксального западника, которые не в состоянии был оценить исторический смысл «совка» без привязки к своим эмоциям, то есть aeterno modo (с точки зрения вечности). Но самое главное даже не это. Я опознал в нём отца. Мой отец по складу своей души были типичным советским человеком. И как все советские люди с объявлением гласности и поворотом государственного корабля к иным берегам, он вдруг узрел истину в последней инстанции. Вся эта «возвращённая литература», эти охаивающие простой трудовой народ фильмы, телеисповеди «бывших гулаговцев» и прочая и прочая произвели на него столь сильное впечатление, что никакими доводами, никакими апелляциями к уловкам человеческого рассудка, всегда подстраивающегося под обстоятельства так как это выгодно подсознанию, его нельзя было сдвинуть с места. Он считал, что пред ним отверзлась теперь последняя и окончательная истина. © Copyright: Ььььь, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|