383 Торжество пошлости как главная причина упадка

Ььььь: литературный дневник

Почему власть это про дьявола? По-гречески «дьявол», от diabolh, то есть, «разделяющий», «разъединяющий» (принцип разделяй и властвуй).


На днях я вступил в рукопашную с гуглом, который, проиграв, выдал мне свежую статейку под таким вот названием «Ни рыба, ни мясо... За что русские женщины презирают русских мужчин». В статье приводятся данные социологии, а также мнения разных компетентных людей насчёт положения мужчин в России.


По сути содержание всего текста можно свести к одной небольшой выдержке: «Что-то такое происходило и до сих пор происходит в постСССР, что усиленно выбивает мужчин из социума».


В одном из своих недавних постов я утверждал, что СССР был развален в результате обмещанивания элит. В отсутствие родовой аристократии советская элита не могла не скатиться до уровня мелких шкурников. Как итог русское сознание захватила потре****ская пошлость – джинсы, жвачка, видик и так далее. Но самый пик пошлости пришёлся на 90-е годы. Тогда пошлость была названа нормой жизни, вдобавок срослась с русофобией и стала воинствующей пошлостью. Торжествует она и теперь.


Интересно, что в финале указанной статьи автор выводит ту же самую мысль: «Женский пол в бывшей Стране Советов сердцем чует, что на мужиков рассчитывать не приходится, поскольку у них не осталось ДУХА, и при любой кажущейся брутальности они по большому счету слабы и беспомощны».


То есть у развала СССР и катастрофического положения русских мужчин в наше время корни примерно одни и те же. Это означает, что проблема гораздо шире, чем кажется с виду. Это не политическое и даже не социологическое явление, это мощный сдвиг в народной ментальности. Он ощущается уже давно. К примеру, наши великие головы Лев Гумилёв и Александр Зиновьев перед смертью оба высказывались о будущем страны крайне пессимистично. Свою профанную попытку приблизиться к теме делал и я («Убийство русского духа»). Но тогда ещё вопрос не стоял так остро, как ныне. Сегодня же дилемма назрела явно: либо мы опять превращаем пошлость, мелочность, буржуинство в самые презираемые качества души, либо мы попросту вымираем.


Бердяев в книге «Русская идея» писал: «Есть соответствие между необъятностью, безгранностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремленность в бесконечность как и в русской равнине. Поэтому русскому народу трудно было овладеть этими огромными пространствами и оформить их. У русского народа была огромная сила стихий и сравнительная слабость формы. <…> У народов Западной Европы все гораздо более детерминировано и оформлено, все разделено на категории и конечно.»


О чём здесь речь? Ещё Аристотель соотносил женское начало с материей (мать и материя – слова однокоренные), а мужское начало с формой. Что это значит? Созревшая женщина готова воспринять в себя мужское семя и выносить дитя. Такой способ взаимодействия касается не только и не столько физиологического аспекта, сколько аспекта духовного. Женщина стремится принять от мужчины не только семя, но сам образ мысли. Вы никогда не задумывались, почему женщины спиваются быстрее мужчин, или почему, к примеру, в годы войны на оккупированных территориях могли быть и были интимные отношения между нашими женщинами и солдатами рейха? Да потому что для женщин сфера идей, в которую погружены мужики, никогда не играет первую скрипку. Уже по самой своей биологии, женщина – существо материалистическое, неоформленное. Женщину оформляет мужчина, также как женщина затем, через вынашивание и воспитание его ребёнка, даёт материальную оболочку вмещённой идее. Это и называют любовью.


На эту тему написан рассказ Чехова «Душечка». Напомню, героиня там, попеременно влюбляясь в нескольких мужчин, всякий раз полностью меняет строй мыслей. После того как Чехов прочитал сей рассказ в компании Горького и Толстого, первый сейчас же высказал героине своё глубочайшее презрение, тогда как Толстой назвал душечку образцом женственности на все времена (обратите внимание, как хорошо Толстой понимал природу женщин). Но я отошёл от основной темы…


Итак, русской ментальности по Бердяеву не достаёт формы. Иными словами русская ментальность женственна. Русский человек мягок, нежен и добр. В этих качествах заключена сама суть его. Значит даже в тех случаях, когда речь идёт о русской духовности – а это продукт, творимый мужчинами, - мы наблюдаем склонность к конкретике (у нас, например, никогда не было отвлечённой философии как у германцев), решению прикладных задач («смекалка» - специфичное русское понятие), моральность, неистребимую жажду справедливости, правды.


Короче говоря, русское сознание издавна тоскует по форме. По окончательной и последней, по вечной форме. Именно поэтому мы всегда так чутко воспринимали западные идейки - от реформ Петра I до марксизма и прав человека. Они на какое-то время придают нашему обществу ощущение законченности, некую мнимую завершённость. Но мы жаждем последней, эсхатологической правды (можно пошутить, что русская ментальность постоянно «беременна» от Запада). Мусульманский мир или те же латиноамериканцы гораздо более устойчивы к подобным инвазиям.


Так вот, возвращаясь к статье о положении мужчин в РФ, хочется указать на воцарившуюся вокруг пошлость как на главную причину неприязни к русским мужчинам, наблюдаемую последние десятилетия.


Женственность, о чём я уже намекнул выше, может быть разной. Одно дело, когда народным сознанием руководит женственность положительная, растущая из традиционного уклада жизни (и тогда мы должны были бы видеть земства, как форму реализации общинного социализма, кон и слово купеческое на месте административного права, а главное - живую деревню наравне с высокотехнологичными мегаполисами). И совсем другое дело - женственность негативная, когда визуальное, внешнее безраздельно господствует над духовным, внутренним; когда кино довлеет над книгой и любая эффектная глупость представляется неизмеримо выше тихого подвига. Женщине не принципиально, какого типа идеи господствуют в обществе, она способна принять любую форму, но что должен в этих условиях делать русский мужчина, склонный к лирике и рефлексии, а значит вечно неудачливый в бизнесе? Он, оторванный от традиций, лишённый всеохватной идейной базы, выжатой какой-то мещанской мелочностью, измученный уродищем бюрократии, порицаемый и гонимый, он может только медленно умирать. Отсюда и ужасающая статистика последних десятилетий.


Немалую роль в этом процессе играет научно-технический прогресс. Техника – то же воплощение Тёмной матери. По мере своего развития она всё больше и больше влияет на жизнь человека, и сам этот рост лавинообразен. Для технической цивилизации человек вообще не представляет большой ценности, а уж о мужском начале, начале героическом, и вовсе говорить не приходится. Если движущийся кусок мяса, не задающийся никакими вопросами, ещё смотрится в царстве машин более или менее органично, то человек героический, думающий, ищущий смысл бытия в этом царстве выглядит просто нелепо.



Другие статьи в литературном дневнике: