411 Телегин о двуликом Янусе

Ььььь: литературный дневник

Эзотерическая сторона Рима выражена в его тайном имени. Многие люди, животные или предметы имеют «второе имя» или название, данное в обряде инициации и являющееся одновременно подлинным и совершенно секретным, табуированным. Божественное имя Рима было поистине сакральным оккультно-герметическим. Оно не могло быть произнесено, так как именно его скрытость давала городу силу, наделяла священной энергией. Тайное имя Рима было матрицей религиозной жизни города. До сих пор оно остается неизвестным для непосвященных. Кроме тайного было еще и сакральное имя Рима. На латинском название города Roma считается профанным. Сакральное имя — то же слово, только произнесенное наоборот: Amor, что означает «любовь». Amor является герметическим атрибутом Венеры, божественной защитницы Рима, Великой Матери и богини порождающей Природы.
Поскольку «Бог есть любовь», то сакральное имя Рима открывает подлинную божественную природу города.
<...>
Любовь — это потенция Рима, его скрытая сила. Рим, следовательно, двунаправлен. Он — образ земной власти и божественной любви. Эта двойственность выражена в двуликом Янусе — покровителе города.
Янус является богом инициаций. Его изображали на дверях, так как он был богом перехода из одного состояния в другое, из профанного в сакральное, который и осуществлялся благодаря инициации. Объединение Янусом полярностей — земного и небесного, Востока и Запада, внешнего и внутреннего, делает его значительным для мифологического сознания божеством. В своей двойственности Янус соотносится как с близнецами Ромулом и Ремом, так и с божественными Кастором и Поллуксом. Близнечность раскрывается в двуликости Януса, как и АНДРОГИННОСТЬ. Поллукс — божественный и бессмертный сын Зевса — обозначает жреческую касту. Кастор — сын смертного — воинскую. Рим как город предназначен для обеих каст, объединяет их.
Особое значение в Риме имел культ солнечного бога Аполлона.
Суть имперской власти в том, что она несет в себе стихию солнца. В культе Аполлона Рим — это своего рода «Новая Троя», возрожденная Троя. Для Рима Троя была «материнской клеткой». Аполлон считался верховным богом в Трое. После гибели города его жители перебрались в Италию, основали «Новую Трою» и перенесли туда культ Аполлона. Известно, что Аполлон — гиперборейский бог полярного солнца. Его культ несет в себе следы изначальной полярной Традиции. Рим — это «земное царство Аполлона». Иногда этот бог отождествлялся с Янусом. Культ Аполлона, превративший Рим в «Новую Трою», обосновывает надежду на новый Золотой век.
Как Аполлон есть бог солнца, так и Христос является Солнцем нашего мира. Культ Аполлона в Риме подготовил пришествие Христа и принятие Его культа. Из центра языческого мира Рим превращается благодаря этому в центр христианского мира. Однако изначальная двойственность Рима сохраняется. Он является одновременно столицей государства и католической церкви. В нем словно бы снова поселились Кастор и Поллукс — Император, носитель государственной и временной власти, и Папа, носитель власти божественной и вечной.
Эпоха средневековья — это непрекращающееся соперничество между ними, конфликт профанной и сакральной власти. Противоречие разрешилось в тот момент, когда Папа объединил в себе духовную и светскую власть, стал носителем земной власти. Рим Цезаря и Рим Папы объединяются. Однако теперь раздвоился сам Папа. Католическая церковь теперь является духовным, религиозным аналогом Римской империи во главе с Папой. Сегодня Рим — столица западного христианского мира и самый космополитический город, духовный Центр и европейская провинция. Это город классической древности и экстраординарного модернизма. Все это — разные стороны универсализма Рима. Но это же и основа его падения.





Можно ли грешить?


Если мы заброшены в мир, который «весь во зле лежит», где царствует дьявол, то не грешить мы не можем. Ведь зачем-то мы всё же сюда заброшены. Мы должны выживать здесь. Соответственно, не отказ от греха - тем более, что это невозможно, - является нашей задачей, но сам грех и деятельное раскаяние за ним, и здесь важно не забывать, что грех есть грех. (Жизнь без греха - это даже не жизнь, а лишь жалкая пародия на неё. Человек должен метаться из стороны в сторону, переживать, думать, очаровываться и разочаровываться...) Причём как на коротких промежутках времени, так и на длинных. Маленькие исповеди случаются в среднем раз в месяц, но ещё в жизни должен быть и один коренной перелом.
Когда в пору молодости наступает момент выбора жизненного ориентира, 99% выбирает в качестве него движение к верхам общественной пирамиды. То есть выбор делается в сторону земного счастья, жизнь мыслится ограниченной физическими константами. Затем, в момент экзистенциального кризиса в душе думающего человека случается переворот. Он осознаёт бренность земного успеха и начинает исправлять ошибки, совершённые прежде. Он переосмысляет свои установки и выбирает жизненным ориентиром нечто совсем другое.
То есть подлинное покаяние заключается в том, чтобы сменить жизненные ориентиры, и, пересчитав свои денежные/статусные/какие-нибудь-ещё завоевания, затем добровольно от них отказаться. Наиболее тяжело это тем, кто достиг выдающихся социальных успехов – стал богатеем, градоначальником, идолом для окружения.
Вот подлинный смысл евангельского: «на небесах будет больше радости об одном кающемся грешнике, чем о 99 праведниках, не нуждающихся в покаянии». Покаяние одного «гностика», стоящего на самом верху социальной пирамиды стоит исповеди 99 монахов, принявших постриг в юном возрасте.
Тут заключён великий парадокс нашего бытия… Мир выстроен таким образом, что те сильные наверху, которые пожирают слабых, получают воздаяние за свои дела в виде ада. А те слабые, что внизу, равно далёкие и от больших преступлений и от святости, ввиду своей несознательности и абсолютной беспомощности получают приторный рай. И только те из высших, кто добровольно низвергся с высоты своей гордости в безликую массу простонародья, получают действительный т.е. живой рай.
И это не произвол, и не фатум, а закономерный итог: каждый из перечисленных всей душой стремится к тому, что получает в итоге...
Но что самое интересное: эзотеризм это сатанизм в православии. Он потому и не описан Библией, что эзотерика – знание тайное, гностическое, увёртливое. На него нужно посягнуть, дерзнуть, отважиться. Такое знание всегда самобытно, трудно, изощрённо… Любая частная философия это по сути и есть хамство в отношении традиционных устоев жизни.
Значит - философствующий человек, это всегда человек заблуждающийся; это грешник. Но соль в том, что грехи такого рода абсолютно необходимы. Познание немыслимо без греха, и оно предполагается самой логикой христианства. Важно, чтобы этот философствующий грешник рано или поздно честно спросил бы себя самого, в том ли направлении он двигался до сих пор, и тогда он получит единственно-возможный ответ: что все свои умственные способности следует употреблять на укрепление традиций, а не на их пересмотр и разрушение. Так от эзотерики вновь совершается переход к экзотерике, но это уже по-настоящему зрелый, свободный, осознанный выбор сформировавшейся души.
СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ВСЁ В ЭТОМ МИРЕ ПРОИСХОДИТ РОВНО ТАК, КАК ОНО И ДОЛЖНО ПРОИСХОДИТЬ.



Другие статьи в литературном дневнике: