Сложность христианства

Ььььь: литературный дневник

Наш народный эсхатологизм, замеченный Бердяевым и другими, сам по себе говорит о драматичности русского сознания, о склонности рассматривать Историю, бытие как разыгрывающуюся в веках Драму.
В этом пункте намечен стык моих изысканий в сфере иерофаний, новых иных форм мышления (переживаний) и русскости как таковой.



Христианство рассматривает человека любовно. Любовно, это как? Как вечного ребёнка, который всю жизнь только и делает, что движется к взрослению (ибо сама смерть толкуется апостолом Павлом как приобретение). Христиане считают, что есть божий замысел о человеке, это его Личность. Можно жить в соответствии с этим замыслом, а можно ему противиться. Хотя чаще всего мы мечемся меж двух огней. Личностью называют всё то лучшее, что всегда есть, но зачастую практически невидимо в человеке. Личность нужно стараться увидеть. Разглядеть потенциал. Когда батюшка в храме отпускает грехи прихожанину, он старается думать, что грех кающегося является обратной стороной нераспознанного таланта или таланта, которым «ребёнок» ещё пока не умеет владеть. Совокупность таких вот положительных свойств и называется божьим замыслом о человеке или Личностью. Если человек определяет себя как христианина, то он обязан стремиться к развитию своей Личности, к претворению божьего замысла о себе самом.
Противостоит Личности наше эго. Эго формируется из мелочных эмоций и страстей – из маленьких обид, завистей, глупых выходок, из привычек и прихотей. Сегодня в 90% случаев эти мелочные сегменты эго, если внимание живущего человека концентрируется на них, кратно усиливаются, а тогда человек превращается в эгоиста, движимого сиюминутными слабостями. Это путь в никуда.


Но тут необходим более тщательный разговор…


Христианство – религия сложная. Я сейчас не о том, что обычно люди, называющие себя христианами, даже символа веры не знают. То есть, называя себя верующими, не могут сказать, во что они верят. Хотя даже чисто интуитивно можно догадаться, что главной задачей христианина является уподобление Иисусу Христу. Уподобление Христу примерно так считывается массами: "Твоё происхождение божественно. Ты должен принести себя в жертву за други своя, чтобы однажды воскреснуть и получить жизнь вечную..." Когда б всё было так понятно и просто, христианство не стало бы религией номер 1 в мире. Нет, здесь заключена сложность, и сложность в другом...


В действительности, насколько я понимаю, христианство похоже на айсберг. В том смысле, что оно имеет видимую и незримую части. Надводная, экзотерическая часть обращена к массам. Другой, тёмной, сокрытой от глаз, эзотерической части как бы не существует. О ней нигде ничего не говорится впрямую. Но как мы знаем из истории философии "ничто" тоже имеет свой онтологический статус. Поэтому с определённой долей уверенности можно сказать, что сокрытая часть христианства достраивается самостоятельно каждым мыслящим человеком. И если она достраивается последовательно + с должным трепетом, то выводы всегда будут одни и те же. Здесь важно заметить, что уже сам по себе тот факт, что некие думающие люди имеют наглость домысливать христианство самостоятельно сам этот факт говорит о том, что сокрытая часть христианства предуготована людям одного склада. Людям самодовольным, умным, а главное безмерно гордым. Это элиты. Только элитам скрытая часть христианства и доступна по-настоящему. Но прежде ещё необходимо пояснить, что такое элита? Во-первых, речь идёт о духовных элитах, то есть об элитариях в духовном смысле, о пневматиках, если использовать гностическую терминологию. Во-вторых, настоящая элита всегда субъектна. То есть это аутентично экзистирующие люди, готовые пойти на смерть за свои взгляды. Именно бескомпромиссность и абсолютная устремлённость к цели отличает подлинных пассионариев. Это прирождённые лидеры. Благодаря двум означенным качествам лидеры во все времена взбирались к вершинам общественной пирамиды. Лидер всегда идёт до конца и только тот кто идёт до конца – побеждает. Или гибнет. Основная масса людей не может, а главное не желает так жить. Потому они и являются аморфной массой, они ведомы лидерами, а значит они не субъектны. Масса, объединившаяся вокруг лидера, по сути являет собой одно разросшееся тело, - тело этого лидера. Они сами добровольно-принудительно отдали своё сознание в пользование вождю. И весь наш мир состоит из таких вот разросшихся до невероятных масштабов субъектов. А поскольку целью лидера всегда является власть, то можно без тени преувеличения заключить, что этот Свет находится под игом власти, хотя напоказ для масс утверждается нечто прямо противоположное: вера взамен знания; смиренное служение взамен воинствующего своеволия; но самое главное - стремленье к любви взамен наслаждения властью. Без такого всепроникающего дуализма человечество, поскольку оно от века разнило рабов и господ, в принципе не смогло бы существовать в нашем мире, поскольку мир стоит на конфликте. Разделение на касты автоматически создаёт неравенство, отсюда мощнейший экзистенциальный конфликт - источник греха. Соответственно с христианских позиций, наш мир это ад. Его хозяин, - «князь мира сего» – дьявол. При этом мир конечно был создан богом, однако, как мы знаем из Писания, мир пал: связь с богом разорвана и ныне всем заведует дьявол. Кстати, даже само слово дьявол иной раз переводится как «разделяющий». («Разделяй и властвуй!» - основной принцип властителей всех сортов.) Свою власть дьявол творит через лидеров, то есть с опорой на разные элиты. Однако, надо оговориться, что хотя всякий лидер пользуется инструментарием дьявола, не каждый из них сознательно стремится к злу. Чаще всего они лишь косвенные его слуги – не по целям, а по образу мысли и действия. Настоящей же элитой являются из них те, кто до конца осознаёт себя прислужником дьявола и сознательно стремится к разрушению и смерти, делая это главным образом ритуально, из ненависти к богу и мирозданию.
В данной характеристике безошибочно узнаётся гностическая традиция, с их разделением рода человеческого
на категории, с их тотальным неприятием материи, с их замкнутостью и отделённостью от тупого стада (т.н. гиликов и психиков). Само по себе слово «гнозис» означает «знание». Подразумевается, что гностики одни обладают действительным подлинным знанием жизни и любой, кого касается это знание, моментально обретает новые силы и навыки, благодаря чему резко отделяется от толпы, переходит как бы на другую ментальную ступень, «взрослеет», а оттого впадает в порок гордыни и преступает все заповеди, традиции, нормы и следовательно - автоматически превращается в богоборца.
Другими словами, наплевав на путь «взросления», предложенный Господом, (через развитие Личности, реализации божьего замысла) гностик «взрослеет» запретным путём, путём обретения тайного знания. Здесь угадывается древнейшая библейская коллизия о древе познания добра и зла, плодами которого по наущению Змия соблазнились первые люди. Проще говоря, гностицизм как учение прямо отсылает нас к сюжету о грехопадении, к первоосновам мирового зла. То есть, опять мы видим связь гностицизма с традиционным христианством.


Так вот, когда Христос произносит своё знаменитое: «не праведников, а грешников пришёл я призвать к покаянию», он имеет ввиду элитариев, «взрослых» гностиков, сознательных богоборцев. Тем же смыслом обладают и следующие Его слова: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.» Или вот этот прекрасный пассаж, в отношении Марии Магдалины: «прощаются ей грехи её многие, за то, что она возлюбила много, а тот кому мало прощается, тот мало любит…»
Почему для Христа всё это важно?


Повторимся ещё раз: массы потому и зовутся массами, что в духовном смысле они беспробудно спят. Задача их – длить род человеческий, плодиться и размножаться, исполняя свои ритуалы под неусыпным контролем разного рода пастырей. Им как идеал проповедуется любовь. Надо худо-бедно исполнять 10 заповедей, избегая больших прегрешений. Спрос на том свете с этих людей невеликий. Потому и особой радости от их суетных покаяний на небесах не испытывают. Не то с элитариями…


Как уже сказано, элитарии, лидеры, гностики, выстраивая разные общественные пирамиды, получают массы в своё распоряжение. Именно этой небольшой прослойке дарована способность решать, каким будет мир. У них в руках сосредоточена реальная власть для столь масштабных преобразований. Они могут определять, во что люди будут верить, чем будут насыщать свой желудок, в каких терминах описывать жизнь, какое место в культуре получат науки, религия и т.д.. Это с одной стороны. С другой стороны, подлинные элитарии (т.е. гностики) являются людьми верующими, хотя и поклоняются дьяволу. Пускай они ненавидят бога-творца, но они верят в него. Они знают, что бог сотворил человека по своему образу и подобию, знают, что человек в душе добр. Они знают, что Христос был рождён беспорочно от духа святого и умер за грехи человечества и воскрес, знают, что всё это правда. Они знают, что в конце времён состоится великий суд, на котором все христиане получат воздаяние за своё пребывание на Земле. И они знают также, что согласно традиционным верованиям они все должны бы гореть в геенне огненной за свои злодеяния. Но в том-то всё и дело, что психика гордящегося лидера, настоящего субъекта, пассионария, элитария такова, что он готов погибнуть во имя собственных представлений. И он не может отступить, сдаться, а значит – он не в силах покаяться. По крайней мере покаяние даётся ему нелегко. Он оказывается как будто в западне, и собственной субъектностью, собственным эго принуждён идти до конца в служении дьяволу. Так что на определённой ступени гностик всегда понимает, что он, несмотря на свою субъектность, тоже является актёром Великого Замысла, рядовым действующим лицом большого спектакля длиной в земную историю, участник трагедии задуманной всевышним и описанной тысячи лет назад в Библии. Но если так, то земная миссия гностиков как раз состоит в исполнении предначертанного сценария и они, заодно с дьяволом, призваны в этот мир по божьему попущению...
Для самооправдания гностики пользуются собственным мифом о первобоге, который якобы выше и сильнее христианского бога-отца и к которому они якобы все возвратятся, когда уничтожат жизнь на Земле (таков пафос традиционного гностического мифа), но строго говоря, этот сюжетец может действовать на немногих. Великий инквизитор таким мифом точно не соблазнится.


Почему верно христианство, а не гностические доктрины? Потому что христианство берёт в расчёт все слои общества, распространяется на все его сферы, христианство неохватно, а гностицизм, как и любая другая секта, сужает мировоззрение. Христианство полностью включает в себя гностицизм.


Теперь несколько слов о верном христианском пути или что будет, если гностик всё же переборет себя да покается?


Христианство видит преодоление греха как обретение подлинной субъектности, осознание себя человеком в полном смысле этого слова, то есть в самих своих целях гностик и истинный христианин совпадают, но если гностик ставит в центр своей жизни своё эго, готов взойти на костёр ради собственной самости, и использует для возвышения методы «князя мира сего», что автоматически дарит ему множество преференций и материальных благ, то гностик раскаявшийся (принявший Христа) руководствуется в своих действиях любовью (то есть мифом масс) и ставит во главу угла не эго, а образ себя идеального, то есть фигуру Христа. Повторяя тем самым подвиг самопожертвования, ибо вместе с таким внутренним переворотом, он мгновенно теряет всё, к чему планомерно шёл до этого. Это абсолютная переоценка ценностей - как раз то, чего добивается евангельская проповедь…


Итак, образцом развития Личности при полном отказе от эго, является жизнь Иисуса Христа. В тех свидетельствах о его словах и поступках, которые даются евангелистами, запечатлены нормы поведения для всякого христианина. Какие же это нормы? Главным деянием Христа является его крестная жертва, с неё и надо начать. Христос своим восхождением на Голгофу сообщил всем нам, что смерть требует навыка, а навык умирания приобретается в течение жизни инициацией и аскезой. Все помнят, что крестная жертва началась с молитвы в Гефсиманском саду, когда Христос, беседуя с богом-отцом, просил «да избегнет меня чаша сия». Если перенести этот сюжет на обычного человека (так как Христос является единственным безусловным образцом для всех христиан), то мы увидим разговор обывателя с собой лучшим, то есть с замыслом бога о нём. Обыватель боится и одновременно понимает, что в сложившейся ситуации должен поступить именно так – должен принести себя в жертву. Того требует слепок всего самого лучшего, что в нём создалось, тот образ, вокруг служения и почитания которого он до сих пор обстраивал свою жизнь. Так что бытие Личности (если только он Личность, а не эгоист) всегда означает движение к смерти. В экзистенциальной философии идея эта носит имя бытия-к-смерти. То есть самым логичным и самым желанным окончанием земного пути для осознавшей себя Личности является самопожертвование, о чём я уже высказался чуть выше.
Кто не доверяет Библии, может обратиться к опыту Сократа, который говорил о внутреннем голосе, «даймоне» и добровольно пошёл на смерть во имя закона, то есть задолго до Христа воспроизвёл модель бытия-к-смерти. Или, допустим, можно обратиться к опыту Сенеки, хотя его жертву вряд ли можно считать искупительной.


Как, исходя из сказанного, в идеале должен прожить жизнь христианский простец, обыватель – мужчина и женщина? Женщины должны жертвовать собой в браке. Они приносят себя в жертву детям и мужу, прежде всего телесно. Женщина рожает, вскармливает своим молоком деток, ублажает и связывает собой мужа. Для мужчины самопожертвование - это готовность положить жизнь за жену, детей и страну, как место их пребывания (в первую очередь культурного). Ему важно, чтобы передался детям и был продолжен в потомках самый образ его мысли и отношений с миром, то есть сама его Личность, традициями и воспитанием как бы простёртая на всех родственников.
Таковы нормальные, естественные правила жизни в соответствии с божьим замыслом.
Мы же сегодня живём в условиях неестественных, но о них в следующий раз…



Другие статьи в литературном дневнике: