454 Эго-состояния - Родит. Взр. ДитяПрежде, чем разбираться в методике трансактного анализа, объяснять пациентам его особенности и правила, Эрик Берн предлагает начать с малого и вникнуть в смежное понятие “структурного анализа”. Именно на структурном фундаменте затем можно возводить стены трансакций, этаж за этажом выстраивая и восстанавливая причины глубоких психических и невротических проявлений поведения личности. Итак, давайте же разберёмся, что представляет собой структурный анализ и как им пользоваться. Различные жизненные ситуации требуют от нас разного поведения и разнообразных психологических реакций. Каждый день человек играет около десятка не похожих на предыдущие ролей, тем самым представляя себя на арене социума. Утром это может быть роль сына, дочери, мужа, жены, холостяка, затем роль собеседника в автобусе, покупателя в магазине, посетителя банка; далее план игры изменится, и вот человек уже с уверенностью решает проблемы небольшой фирмы или, наоборот, огромной корпорации. Кажется, что управлять таким количеством сценариев адекватно просто невозможно, но на самом деле все акты и действия вышеперечисленных “спектаклей жизни” бессознательны и основаны на отработанных годами рефлексах. Внимательно наблюдая за людьми в подобных бытовых ситуациях, психологи сделали вывод, что основа личности человека – не единая сущность, она разбивается на три составляющих: Ребёнок, Взрослый и Родитель. Терапевты, использующие в своей практике трансакционный анализ используют аббревиатуры Д (Дитя - чтобы не спутать с Родителем), В (Взрослый) и Р (Родитель). Эти три элемента, или эго-состояния, в идеале должны работать в симбиозе и “выходить в свет” поочерёдно в зависимости от ситуации. Как же проявляют себя Дитя, Взрослый и Родитель? Взрослый Представьте ситуацию, когда Вы выбираете продукты в магазине: для Вас важно найти хороший продукт по приемлемой цене, Вы сравниваете стоимость, читаете состав и выбираете наиболее удачный на ваш взгляд вариант. Родитель В структурном анализе выделяют два состояния Родителя, а именно: Р-критикующий и Р-заботящийся: Ребёнок Состояние Дитя также делится на два подвида: Д-естественное и Д-адаптивное. В естественном Ребёнке зрелого человека заключаются импульсивность, эмоциональность, желание настаивать на своём даже в случае неправоты, а также стремление к удовольствию любыми способами. Адаптивное Дитя ведёт себя в угоду Родителю, то есть ведёт себя так, чтобы получить одобрение и похвалу старшего элемента личности, не выходит за рамки дозволенного. В идеале именно Взрослый должен решать, когда “выпускать в свет” Дитя и Родителя. Эрик Берн предлагает рассматривать личность психически здорового человека в виде схемы, состоящей из трёх окружностей, каждая из которых представляет собой сущность Дитя, Взрослого и Родителя. Три окружности находятся в равновесии, никаких перекрытий нет. В случае, если одно из эго-состояний стремится к доминированию, происходит личностный дисбаланс. Например, когда Родитель перекрывает Взрослого, мы наблюдаем закрытого в себе человека, склонного к постоянному самоконтролю, жёстким принципам и строгости. Если же активным является Дитя, такого человека назовут бессовестным и гиперактивным, ведь для него напрочь отсутствуют правила, которые следует соблюдать каждому члену общества. Кроме того, у такой личности высок риск развития периодических неврозов и психозов. Александра Фидельская © Copyright: Ььььь, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|