492 Современное, христианизированное и языческое м

Ььььь: литературный дневник

СИМВОЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Как работают стратегии повторения? В отличие от анализа абстракций этот тип познания исследует живую реальность целиком. Магическое мышление отличается и от формальной логики и от диалектики и от прочих познавательных способностей рассудка. По сути, символьная магия это базис любого мышления, а все другие подходы – это всего лишь надстройки над ней. Структурно магия сближается с принципами герметики.
Как уже отмечалось донаучное мышление можно условно поделить на мышление языческое (эквиполентность) и христианизированное (градуальность). Они во многом похожи, но также во многом и различаются.


Христианизированная версия
Рассмотрим христианизированный вариант магического мышления.
Как ранее уже говорилось, у христиан идея иерархической взаимосвязанности вещей опирается на трансцендентного Бога, что впрочем, не мудрено, поскольку любая иерархия подразумевает божество. Бог – первоисточник и вседержитель мироздания, который сам бытийствует в принципиально недоступной для чувственного наблюдения вечности. Этот момент крайне важен - христианский Бог до конца непостижим, но то, что в нём постижимо постигается разумом в мистическом созерцании. При этом Бог вездесущ, в том смысле, что его энергиями пронизано всё Творение. Представление о сокрытом от глаз Боге и его вездесущих энергиях так полно охватывало сознание наших предков, что мы, грешные, даже не в состоянии вообразить, как люди воспринимали мир тогда. Всякое человеческое существо в те времена рассматривали не как того декартовского субъекта, который сам «мыслит и следовательно существует», а как куклу, направляемую энергиями Бога (по слову апостола Павла «ибо мы Им дышим, движемся и существуем»). То есть считалось, что всё, в том числе и наше мышление исходит от Бога. Прочувствуйте до конца эту «крамольную» мысль: не существует никаких «ты», «я», «он», которые действуют сами, как хотят. Мы все движимы дланью Господа и каждая наша мыслишка, хоть праведная, а хоть искусительная – от Него. Уже сказано: предки верили, что наша связь с Божеством осуществляется через живительные энергии, которые творят всё вокруг. Назовём такие энергии вертикальными нитями. Но и то, что мы поименовали как «всё вокруг» также связано между собой, а значит поперек вертикальных нитей идут нити горизонтальные. То есть абсолютно все вещи мира связаны в сеть. И мы не можем для изучения какой-то одной части, разрывать эту мировую сеть. Нам, конечно, ничто не запрещает её разрывать, (ведь нынешние учёные как раз это и делают), но подобное «изучение» создаёт лишь иллюзию истины, то есть ложь. Хотя с чисто практической точки зрения такое ложное знание даёт свои результаты, а потому может быть убедительным.


Итак, весь мир - кружево, паутина связей. Теперь приглядимся к ней повнимательней и постараемся ответить на вопрос, как возможно познание в этом мире? Вот есть центр (Бог), дальше согласно иерархическому принципу как его продолжение идёт мир ангелов, потом мир людей, потом животные, растительность и, наконец, материальный мир. На самом деле ступени могут быть другими, и число их может не ограничиваться пятью - тут важен сам принцип нисхождения от высшего к низшему. Так вот, на любой ступени означенной иерархии присутствует некто или нечто, тесно связанное с каждой человеческой куклой. То есть сквозь каждого из нас от Бога, через ангелов, к косной материи тянутся нити, они ещё называются эйдетическими рядами. Обнаруживаются эти ниточки очень просто: работает принцип симпатий и антипатий - если вам что-то жутко нравится вот в той или в этой собаке, в том или ином дереве, в приснившихся ночью дарах, если вы чувствуете тягу к неким вещам/людям/датам/явлениям, значит - между всем этим есть близость на мистическом уровне. Потому-то Джордано Бруно, маг, и называл любовь «связью связей». Кроме того, предметы из разных областей жизни символичны. Не являясь прямым отражением прочих вещей, каждый предмет при этом косвенно указывает на что-то другое… Именно символы являются основными объектами манипуляции магического мышления.
Христианизированная магия оперирует определённым набором символов – это символы из священных книг. Допустим, если в Библии Христос сравнивается с зерном или с агнцем, то именно эти символы + круг образов, родственных им, задействуются христианской культурой. Значит именно на этой, «канонической» группе символов она, культура, и строится далее. Отвязная самодеятельность в таких вопросах была рискованной, хотя в принципе символы могут быть найдены в чём угодно и обладать могут очень разным значением.
А как в этой системе координат отображена системность, общий смысл? Процесс магического познания представляет собой движение по спирали, то бишь перебирание общих мест (они же символы) в исследуемых предметах и огромном массиве информации, собранной в памяти и переоформленной воображением мыслящего. В процессе кругового «паучьего» движения по нитям, обнаруженным вокруг исследуемого предмета, открываются связи всё более новые и всё более тонкие, так что нетрудно понять, откуда меж философов древности взялось убеждение, будто исчерпывающее исследование какой-то одной вещи равноценно познанию всего мироздания.
Языческая версия
Языческое мышление тесно связано с природой и политеизмом. Божества язычников не оторваны от мира, как единый Бог христиан, а реально пребывают в нём как силы природных стихий или, к примеру, как духи, владеющие животными . То есть, для древних греков или, например, финикийцев существовало множество богов, состоящих в сложных и противоречивых родственных отношениях. На месте богов/идей могут быть стихии, демоны, что угодно – это не важно. Важно, что то и другое, и третье равнозначимо, потому что никакого единого высшего принципа в этой картине мира не предполагается. (Хотя встречаются языческие модели, пограничные между едино- и многобожием, так называемый генотеизм, когда наряду с существованием Бога-Творца признаётся существование сонма малых божеств – тогда картина сложнее ). Поскольку «богов» много и все они в сути равны, языческое мышление ситуативно и комбинаторно. Осмысление любого факта предваряется, так сказать, «заключением пакта» с некоей силой, стихией или с божеством; «пакта», в рамках которого затем ситуационно строится мысль, при этом мысль никогда не бывает отвлечённой - скорее, это набор конкретных чувственно воспринимаемых мыслеобразов. Роль символизма в этом случае становится ещё более важной. Как только ситуация немного меняется, поток мыслеобразов движется в рамках иного «пакта», заключённого уже с другим божеством. Немаловажно и то, что человек, вмещённый в эту систему координат, помимо того, что он мыслит образами, ещё крайне эмоционален. Мыслеобразы вкупе с эмоциями составляют продукты творческой интуиции этого существа – существа, которое возникает в некоторых обстоятельствах при единении того, что сегодня зовётся сознанием и разных внешних сил. Пустоты, небытия, нуля такое мышление не знает в принципе. Всегда происходит лишь смена «агрегатного состояния» души, то есть заключение нового «пакта» с новой инстанцией, и никогда не случается полного и окончательного растворения в ничто. Отсюда презрение к смерти у древних народов, как к чему-то малосущественному.
Эквиполентные оппозиции, характеризующие языческое мышление, также строятся на максимально конкретизированном, ситуативном противопоставлении мыслеобразов. Языческая магия вскрывает возможности языка таким образом, чтобы заявить мысль о связи меж чувственным и разумным, то есть мысль о символе (но в отличие от христианской магии – без привязки к иерархии).
Всё сказанное косвенно разъясняет смысл таких, кажущихся безумными, деталей из древних сказок/легенд/эпосов как «медведь выпил водки с Ивашкой и пошёл к Кощею на тот Свет за молодильными яблочками» или что-то другое в этом же роде…
В целом же, представления о божествах держались на изустно передаваемых сюжетах о хитросплетениях судеб, где в каждом рассказе был отражён «господствующий» мыслеобраз по тому или иному вопросу. Сюжеты могли варьироваться в частностях, но общих моментов хватало в них для того, чтобы на совокупности мифов сложилась культурная идентичность страны, пускай сперва наивная и противоречивая, но зато многослойная и незашоренная, то есть с огромным потенциалом к развитию.



Другие статьи в литературном дневнике: