Жил-был замечательный писатель

Максим Федорченко: литературный дневник

Жил-был замечательный писатель. Звали его Стефан Цвейг. Он написал множество новелл, рассказов и даже один роман, а еще книгу воспоминаний. Недавно по его книгам сняли чудный фильм "Гранд-отель "Будапешт" - очень антивоенный и гуманистический.
Да, так уж вышло, что жить Цвейгу пришлось во времена Первой и Второй мировой войн. После ужасов Первой - ниже я приведу одну цитату из его дневника - надвигающийся ужас Второй мировой добил Цвейга, сломил его. Не помогло бегство в далекую Бразилию - ужас войны преследовал писателя и там. В 1942 году он вместе с женой покончил жизнь самоубийством. Незадолго до смерти он записал в своей книге "Вчерашний мир":
"Я родился в 1881 году, в большой и могучей империи, в монархии Габсбургов, но не стоит искать ее на карте: она стерта бесследно. Вырос в Вене, в этой двухтысячелетней наднациональной столице, и вынужден был покинуть ее как преступник, прежде чем она деградировала до немецкого провинциального города. Литературный труд мой на том языке, на котором я писал его, обращен в пепел именно в той стране, где миллионы читателей сделали мои книги своими друзьями. Таким образом, я не принадлежу более никому, я повсюду чужой, в лучшем случае гость; и большая моя родина Европа - потеряна для меня с тех пор, как уже вторично она оказалась раздираема на части братоубийственной войной. Против своей воли я стал свидетелем ужасающего поражения разума и дичайшего за всю историю триумфа жестокости; никогда еще - я отмечаю это отнюдь не с гордостью, а со стыдом - ни одно поколение не претерпевало такого морального падения с такой духовной высоты, как наше. За краткий срок, пока у меня пробилась и поседела борода, за эти полстолетия, произошло больше существенных преобразований и перемен, чем обычно за десять человеческих жизней, и это чувствует каждый из нас, - невероятно много!"



Другие статьи в литературном дневнике: