***

Максим Федорченко: литературный дневник

Удивительно! Удивительно, как практическая польза может оборнуться самооправданной (т.е. бесполезной) эстетикой. Я всякий раз любуюсь башней-каланчей между Софийской и Михайловской площадями и особенно - ее изящным навершием, напоминающем о мачтах, реях, парусах, дальних странствиях и прочих соблазнах, преследующих воображение человека. Что за дивная форма, какие волшебные завитки! - присмотреться, там и орудие для какого-нибудь небесного Стрельца обнаружится, и мало ли еще что. Будит, возбуждает, подстегивает воображение, и оно несется в только что им же самим и созданную даль...


А ведь это украшение у башни на голове - вещь сугубо практическая: это не антенна, не флагшток, это, грубо говоря, вешалка. Помните вот это: "С вокзала Ипполит Матвеевич ехал на низких санках, небрежно поглядывая на городские достопримечательности... на каланчу Пушкинской части с висевшими на ней двумя большими круглыми бомбами, которые указывали на пожар средней величины в районе". Не помните - ну и ладно. "Бомбы" - это были такие кожаные черные шары, с помощью которых караульный на пожарной каланче подавал сигналы о месте пожара и его размерах: "...дом деревянный и горит сильно. - Пока доедем, сгорит, значит, совсем, а?" О районе и масштабах горения говорило количество "бомб"; шары изготовлялись из кожи, были они черного цвета как наиболее заметного днем и совершенно неразличимого ночью, из-за чего в темное время суток вместо "бомб" на каланчах вывешивали фонари. Мы этого не застали - это исчезло так давно, что тот самый Ипполит Матвеевич, барон-изгнанник, вернувшись в Старгород за 12 стульями всего лишь через 10 лет после революции, заметил, что "с каланчи исчезли бомбы". Так вот те "бомбы" вывешивались на тех самых изящных завитках, которыми теперь можно только любоваться и вдохновляться. Полистайте Википедию - и вы заметите, что такими или подобными "вешалками" были оборудованы практически все каланчи. Одна из них - с бомбами" и завитушками - обнаружилась и в живописных архивах, смотрите в комментарии работу Бориса Кустодиева 1915 года.


Бог мой! - больше ста лет прошло, пожарная сигнализация устроена совсем иначе, города переоделись из деревянных в каменные одежки и горят теперь намного реже, а "бомбы" теперь никому бы не пришло в голову изготовить из кожи. А вещь, утратившая всякую "презренную пользу", сохранилась, пережила все перемены и - удивительно! - украшает собой Киев, будит, возбуждает, подстегивает воображение, и оно несется в только что им же самим и созданную даль... Удивительно!



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.01.2020. ***
  • 04.01.2020. ***