Прогрессивное человечество

Максим Федорченко: литературный дневник

В мою бытность ребенком этот оборот - прогрессивное человечество - звучал часто. Обычно он связывался с приверженностью идеям или идеалам - равенства, братства, свободы и т.д. О достижениях науки и техники речь обычно в этом смысле не шла. А когда мое детство кончилось, а Союз рухнул, этот оборот, как и все обороты той эпохи, и без того уже осмеянные на кухнях, превратились в публичные посмешища, а после и вовсе забылись. Прогресс из мира идей незаметно переместился в мир вещей, и вещей самых приземленных, буквально: наш космос, по большому счету, закончился. Зато начался ширпотреб - вещь, конечно, необходимая, но вряд ли достойная красного угла в наших избах.


А сейчас эта формула вспоминается мне снова, и все чаще, и в том самом, подзабытом смысле - как человечество нравственное, приверженное идеалам. Вопрос только в том, что это за идеалы.


Хотя, конечно, такого вопроса нет, как нет вопроса, красть ли в гостях серебряные ложки. Научно-технический прогресс без (вместо) прогресса нравственного в истории человечества случался не однажды - и всегда имел трагические последствия. Сначала Каин научился использовать камень как орудие - и превратил его в братоубийственное оружие. Потом вавилоняне решили добраться до небес по колоссальной башне, вместо того, чтобы воспарить туда духом, и человечество распалось на множество языков и т.д.


В ближайшие к нам времена, на рубеже XIX и XX веков, этот разрыв достиг максимума, а его цена к середине ХХ века сделалась запретительно высокой. Вот что писал об этом Стефан Цвейг: "...вера в нескончаемый, неудержимый "прогресс" имела для той эпохи поистине силу религии; в этот "прогресс" верили уже больше, чем в Библию, а его истинность, казалось, неопровержимо подтверждалась что ни день чудесами науки и техники... Нам, живущим сегодня... ничего не стоит посмеяться над оптимистической иллюзией того прекраснодушного в своем ослеплении поколения, полагавшего, что технический прогресс человечества неминуемо и одновременно приводит к прогрессу нравственному".


И в очередной раз выяснилось, что нет, не приводит. В мире разразились одна за другой, с промежутком в каких-то 20 лет (!) две самые кошмарные войны. Технический прогресс, чудеса науки и техники без чудес духа оказались способны только на одно: сделать эти войны самыми разрушительными в истории, и в конечном итоге породить оружие, способное извести человека как вид.


Прошло совсем немного времени, и мы вновь оказались на рубеже веков, теперь уже XX и XXI. И наблюдаем до боли знакомую картину. Только в ней появился элемент, который лично мне кажется сверхъестественным, вроде случая вавилонской башни.


Для начала наше беспрецедентно технологичное, технически прогрессивное человечество оказалось бессильно перед новым вирусом - чуть ли не самой примитивной формой жизни. И этой форме жизни - да и форме ли вообще? - этой форме жизни это крутое человечество смогло противопоставить то, что противопоставляет трехлетний ребенок буке, созданной его же воображением. Оно заперлось от него, спряталось в шкафу, укрылось одеялом с головой в надежде, что бука не заметит и уйдет.


Но такой унизительный проигрыш нестерпим - и человечество как бы отыгралось, совершив очередной научно-технический прорыв. Илон Маск вместе с НАСА запустили свой эпохальный корабль, и даже с астронавтами. Как тебе такое, мироздание? Это 1:1! Даже 2:1!


А мироздание немедленно отыгралось. Когда это космос решал извечные проблемы человечества на земле? Когда это чудеса техники вели к нравственным усовершенствованиям? Никогда. Грянувший в США кризис именно об этом: научно-технический прогресс не ведет к прогрессу нравственному, не подменяет его, даже если нам так кажется. Мы летаем в космос! - не способны решить проблему полицейского произвола. Или домашнего насилия. Или коррупции. Или...


Американский кризис - не проблема расовой дискриминации, как война на нашем Востоке - не проблема государственного языка или принадлежности к определенному военно-политическому союзу. Все кровавые кризисы человечества - знамения его нравственной дикости. Космос, а равно и прочие научно-технические чудеса этой проблемы не решают.


Более того, последнее наше космическое достижение - решило ли оно глобальную научно-техническую проблему, вставшую перед человеком? Пандемия никуда не делась - вон, только те двое, которых отправили на МКС, теперь в полной безопасности. Говорят, скоро все смогут улететь на Марс, недорого. Но бегство от вируса в космос - это все та же тактика трехлетки в случае нападения Буки. А представить, что таки улетели все земляне на Марс. Не найдем ли мы там наших старых друзей, коррупции, домашнего насилия, полицейского произвола, войны...? Стоит ли тогда вообще куда-то лететь?


Мироздание посрамило нас в очередной раз, даже дважды подряд, и на всех полях. Сначала поглумилось над нашим техническим прогрессом, напустив на нас вирус, а затем - ткнуло нас носом в нашу нравственную дикость, учинив заварушку в стране, только что совершивший очередной маленький шаг для человека, но гигантский скачок для человечества.


...все-таки прогрессивное человечество - это, прежде всего, человечество нравственное. А нравственный прогресс - не помеха техническому, зато, я уверен, он бы направлял его в иное, благое русло. Была бы сила - но не было бы насилия. Были бы космические ракеты - но не было бы атомных, водородных, нейтронных и прочих ракет для индивидуального или массового уничтожения. И, может, вирусов с болезнями тоже не было бы. Как знать? Мы ведь так - никогда не пробовали.



Другие статьи в литературном дневнике: