Он не изменил ход истории. Он даже себя не спас. Н

Максим Федорченко: литературный дневник

Он не изменил ход истории. Он даже себя не спас. Но...


Это известная история, но пора о ней снова напомнить. Человек в кругу на фото* - Август Ландмессер (August Landmesser), баварский немец из Гамбурга, более того, ариец - его даже взяли в НСДАП, вплоть до 1945 года - единственную законную, единолично и единодушно правящую политическую партию Третьего Рейха. Но через два года Август встретил некоторую Ирму Эклер, влюбился, обручился - и поэтому вышел из партии (или был из нее исключен). Ирма, видите ли, была еврейка, а на дворе - 1935 год, в Гамбурге вот-вот примут закон о расовой чистоте, согласно которому баварские ЗАГСы уже не будут принимать заявлений о браке немцев с евреями. Август так и не успел жениться на Ирме - заявление они подали за месяц до принятия того закона, за которым потянулись и все остальные притеснения евреев, вплоть до самых ужасающих, до геноцида.


Итак, перед Августом встал выбор: выйти из партии нацистов или отказаться от любимой. Он вышел из НСДАП, членство в которой было несовместимо с его отношением к евреям (ну, пусть к одной еврейке). А он мало того что питал такое отношение – он не скрывал ни его, ни свое несогласие с расовой политикой партии. На этом фото* 1936 года он единственный воздержался от нацистского приветствия – утверждают, что в знак протеста против этой людоедской политики. Это произошло во время спуска на воду учебного парусника "Хорст Вессель" (ныне USS Eagle, Береговая охрана США, брат-близнец "Горх Фока", также известного как "Товарищ", порт Херсон).


Любовь – брак – дети, все как положено было бы у семьи Ландмессеров, если бы не законы Германии, которые уже не признавали ни естественных, ни человеческих порядков и запрещали немцам браки с евреями. Поэтому дети у супругов родились вне официального союза, две девчки, Ингрид и Ирэна. А самого Августа в 1937-м арестовали и судили за связь с Ирмой ("за осквернение расы"); его продержали в тюрьме более года и отпустили из-за нехватки доказательств и якобы под обещание прекратить отношения с Ирмой ("а если нет - не обессудь, но тебя ждет каторга!").


Но Август тех предосудительных отношений не прекратил и по-прежнему появлялся на людях с Ирмой - и в 1938 году его снова арестовали и дали 2 года каторжных работ. Ирму вскоре тоже бросили в тюрьму "за осквернение расы", а впоследствии заключили в концлагерь; в 1942-м ее казнили вместе со многими другими заключенными евреями. Дочери Ирмы и Августа находились в детдоме, впоследствии старшую забрала оттуда бабушка (мать Ирмы), младшую взяли приемные родители. Обе девочки выжили.


Август вернулся с каторги в 1941 году, а в 1944-м был отправлен в действующую на Восточном фронте армию, в штрафбат где-то в Хорватии, где в октябре того же года он и погиб. Через каких-то 6 месяцев война и весь нацисткий период истории Европы закончились; В 1949 году суд Гамбурга признал Ирму и Августа погибшими, а в 1951 году сенат Гамбурга официально объявил их брак законным образом совершенным, со всеми юридическими последствиями для потомков супругов (наследование, право на фамилию и т.д.).


Нет, Август не изменил ход истории, он даже себя не спас, но...


*Фото: commons.wikimedia.org/wiki/File:August-Landmesser-Almanya-1936.jpg?uselang=ru



Другие статьи в литературном дневнике: