***

Максим Федорченко: литературный дневник

Помню, как в последние месяцы перед войной, когда мои украинские френды публиковали посты о возможном нападении рф на Украину, их высмеивали юзернеймы из рф и рб. Я обычно не ввязывался, потому что тональность комментариев исключала осмысленный разговор. Украинский оппонент выставлялся как зомби, русофоб, идиот и так далее.
Когда рф все-таки напала на Украину, у меня возник невольный импульс долистать ленту до тех перепалок и спросить, как ребята себя чувствуют. Может быть, хотя бы какая-то неловкость возникла, легкое сомнение, ну, что-то понятное в реакциях. Заглянул только к одному в ленту - из тех, с кем мы как будто испытывали друг к другу симпатию, находили точки соприкосновения, общие интересы, любовь к одним и тем же местам и так далее. Прочитал его пост, как он жарит чебуреки, изложенный в терминах этой бл@дской "спецоперации", и заблокировал. Цинизм бывает здоровым - таким, як у всіх, тіки трохи більшим, а бывает здоровенным. Это явление даже не болезненное, а патологическое - совесть либо молчит, либо оправдывает.
Молчание совести я наблюдал, когда над ОРДЛО сбили малайский пассажирский Боинг и убили 298 человек, в том числе 80 детей. Группка москвичей радостно обсуждала Крым и ОРДЛО, мол, как все круто, и если бы не этот самолет... Они ненадолго замолчали, а глаза у них сделались прозрачными и пустыми, как если бы их подвергли заклятию империо, - и через несколько секунд разговор продолжился с прежним радостным оживлением. У меня возникло ощущение, что они совершенно не сомневаются, кто сбил самолет - но там, где я бы ожидал увидеть шок, боль, гнев, ну хоть что-то понятное мне! - я не увидел ничего. Здесь, в этом месте, где человеки всех культур, религий, национальностей и рас, возрастов, образования и профессий должны испытать то общее, что превращает человечество в единый материк, зияла пустота.
Оправдание я тоже видел - но лучше об этом рассказал философ Александр Филоненко, чьи лекции я вам уже рекомендовал. В 2014 году, перед аннексией Крыма, он повез в Иркутск спектакль по Пиноккио (его вместе с итальянцами готовили несколько лет, гастроли чуть было не отменили из-за Майдана, но потом все-таки состоялась премьера в Киеве, и спектакль повезли в Иркутск, как и планировалось). И состоялся у философа интереснейший разговор с одним из тамошних друзей - тот спросил, какая на данном этапе украинской государственности главная проблема Украины.
- Россия, - ответил философ.
- Да прекрати, в конце концов, это просто нерационально!
И тут в новостях появляются "зеленые человечки". Философ тычет рационалиста носом в телевизор, мол, я тебе говорил! - а тот моментально отвечает:
- В конце концов, это всего лишь рационально...
С 2014 года и даже раньше постоянно писали о феномене расчеловечивания - мол, пропаганда страны-агрессора расчеловечивает украинцев, выставляя их неполноценными нравственно, ментально, культурно и так далее. Потом за дело взялся сам глава государства и принялся уже за разгосударствление Украины - проект, выдумка, неполноценное, несостоявшееся государство. Но человек прежде государства, и потому я возвращаюсь к теме расчеловечивания. Размышляя над этими воинствующими чебуреками и текучей, как ртуть, рациональностью, я думаю, что российская пропаганда расчеловечивала в первую очередь россиян, разрушая их нравственные ориентиры. Наверное, не время думать о проблемах такого соседа, но это проблема особого рода: в моем понимании, расчеловечивание своих собственных граждан заставляет власть быть как можно более жесткой, централизованной, даже тоталитарной, потому что в многонациональном
и поликонфессиональном обществе с разрушенными нравственными ориентирами всякое послабление режима выльется в хаос, смуту и дезинтеграцию. То есть именно в то, чего правители этой страны за последние несколько сот лет старались избегать, поддерживая более или менее жесткий режим (опять всех переиграл, да). И мы уже видим ужесточение путинского режима - это, если хотите, санкции, наложенные правительством рф на собственных граждан. Дальше, по идее, или ишак, или падишах.
П.С. Я не случайно упомянул заклятие империо. Как читатель и немножко писатель, я констатирую, что мир последовательно прошел все шесть первых томов и оказался в седьмом, "Гарри Поттер и дары смерти". Это самая страшная часть - но финал хороший.



Другие статьи в литературном дневнике: