Конспект конспектаДмитрий Быков фигура заметная и в литературе, и на сцене, и на экране. Однажды видел его на расстоянии протянутой руки, когда он бодро маршировал в проходе зала киноклуба "Эльдар". Убедился – Быков существует, это не миф. Редко вижу рядом что-то такое… кого-то… посему значения малосодержательным эпизодам придаю несообразное. Пару лет назад приметил в Сети фразу Дмитрия Львовича: «Бог придумал эту страну, чтобы ему было что почитать». Понравилась фраза. И финал материала хорош: «Так стоит ли всё-таки читать классику? Стоит. <…> есть что-то сакральное в том, чтобы жить в этой не очень счастливой, не очень комфортной стране и создавать великую литературу. <…> Все после смерти попадут – кто в супермаркет, кто на Канары. А русские попадут в библиотеку и прочтут третий том "Мертвых душ"». Согласен. Читающие при этом могут иметь армянские, грузинские, татарские, еврейские корни, и всё равно они русские, если владеют русским языком и читают (почитают) русскую литературу. Что до упомянутой фразы, источник таков: «Поэт, прозаик и журналист ко Дню защиты детей рассказал в Петербурге, зачем читать классику. Почему смерть Анны Карениной – попытка убежать от государства, а адюльтеры в литературе – символ реформ, узнаете из конспекта "Фонтанки"». Оставляю себе конспект конспекта. «Литература – то, что делается не руками» «Был когда-то очень показательный и характерный анекдот, наверное, один из моих любимых: японца по возвращению из России спрашивают: «Что тебе понравилось?» Он выдерживает долгую паузу и отвечает: «Дети». «Почему?» – уточняют у него. «Потому что все, что вы делаете руками, получается чудовищно». Литература – это то, что делается не руками. «Главным символом русской истории является метасюжет. Это такое удивительное явление, когда несколько писателей, не сговариваясь, начинают вдруг писать об одном и том же. Если бы Набокову, Пастернаку и Шолохову сказали, что «Лолита», «Доктор Живаго» и «Тихий Дон» написаны на один метасюжет, они бы, я думаю, с одинаковым негодованием отвесили бы оплеуху такому критику. Но тем не менее это так». «Адюльтер в русской литературе XIX века всегда является попыткой реформ, и всегда неудачных» «Шарашка становится главным местом действия русской литературы» «Я рискну сказать, что все главные сюжетные узлы XX века уже намечены в толстовском романе «Воскресение» – истории о том, как Катюша Маслова, соблазненная дворянином, в конце концов достается марксисту. «Но есть ещё один очень важный сюжетный узел, который появляется в литературе XXI века – новое решение гендерного вопроса. В сегодняшней русской литературе совсем нет революции и очень мало адюльтеров. Отношения между героями перешли в иное качество – товарищество в любви. <…> Что порождает эту ситуацию? Отсутствие надежды. Адюльтеры могут позволить себе те, кто верят в счастливое будущее. Кто надеются, что, если убежать вот с этим возлюбленным, дальше будет хорошо. Но мы-то по Анне Карениной уже знаем, что дальше будет плохо. И в этой ситуации товарищество в любви, пожалуй, самый позитивный исход. Потому что, когда ты не можешь любить страну, тебе остаётся любить жену, и это очень благое утешение». Ах, вот как, теперь понятно, отчего Быков мне вспомнился, ему же завтра 54 исполняется! Молодой ещё. Пара строк Вики: «Родился 20 декабря 1967 года в Москве, в семье детского врача, кандидата медицинских наук Льва Иосифовича Зильбертруда (1927—1987) и Натальи Иосифовны Быковой (1937—2021). Родители вскоре развелись, и ребёнка воспитывала мать, выпускница МГПИ, учительница русского языка и литературы». Образование и медицина, учить и лечить… и книги писать. © Copyright: Владимир Каев, 2021.
Другие статьи в литературном дневнике:
|