Антропометрия Маяковского

Владимир Каев: литературный дневник

«Тринадцатый апостол. Маяковский: Трагедия-буфф в шести действиях», автор Дмитрий Львович Быков, 827 с.


Не откажу себе в удовольствии воспроизвести эпиграфы Быкова:


Если они были настолько глупы,
чтобы поддаться его дьявольщине,
то это их дело,
и если они не переносят своих великих людей,
то пусть больше их не рождают.


Томас Манн — Максимилиану Брантлю (1947)



— Сколько действий может быть в драме?
— Самое большее пять.
— У меня будет шесть.


Валентин Катаев.
Трава забвения (из воспоминаний о Маяковском)



Море уходит вспять
море уходит спать


Владимир Маяковский.
Неоконченное



Действие первое. ВЫСТРЕЛ
Действие второе. ГОЛОС
Действие третье. ПОДРОСТОК. 1893–1913
Действие четвертое. ФУТУРИСТ. 1913–1923
Действие пятое. ГЛАВАРЬ. 1923–1927
Действие шестое. ПЛОХО. 1927–1930



Финал второго действия.


* * *


Теперь немного антропометрии.


Рост — 189 см.


Вес — 90 кг.


Глаза — карие, волосы — темно-русые (американская справка указывает «коричневые»).


Глаза — карие, волосы — темно-русые (американская справка указывает «коричневые»).


Мозг весил 1700 граммов, что на 300 граммов выше средней нормы. На лбу глубокая горизонтальная складка.


Голос мощный, легко перекрывающий шум зала — вплоть до последних лет. Большой диапазон — от фальцета до баса-профундо. На записях слышен скорее баритон.


Подвижный. Ходил быстро. Сочинял обычно на ходу. В последние годы все чаще замирал в одной позе, глядя вниз и вбок.


Образцовая координация движений, точность, экономность, меткость: отличный бильярдист, хороший игрок в крокет.


Необыкновенная впечатлительность. Мгновенная смена настроения из-за любой мелочи.


Память исключительная, особенно на стихи.


Физическая сила в пределах нормы. Опасался нападения, иногда, особенно выходя на улицу в позднее время, брал с собой тяжелую палку.


До последних лет часто плакал.


Любимая словесная забава, она же еще одна примета невроза, — постоянная переделка слов: кипарисы, сыкарипы, рикаписы, сыпарики, пысарики… Это не было постоянно работающей словесной лабораторией, как писали иногда, — это белый шум, заполнение пауз в разговоре, а паузы возникали часто. Ему случалось внезапно замолкать и по нескольку часов мрачно молчать, а иногда интерес к собеседнику вообще иссякал, — он резко вставал и уходил или погружался в себя. С женщинами чаще всего говорил о ерунде, в которой они потом задним числом отыскивали глубокие смыслы. От той же бессодержательности разговоров — частое шуточное искажение слов, неправильные окончания — лапов вместо лап, собаков и кошков, всяких зверев… Вообще, кажется, ему особо не о чем было говорить с людьми, кроме как с трибуны. В лекциях и докладах всегда блестящ, в личном общении почти всегда скучен и раздражителен — кроме разговоров с теми немногими, кто был ему действительно «ростом вровень»: любимые собеседники — Якобсон, Шкловский, Брики, иногда Пастернак (которого, впрочем, он не понимал и раздражался на его многословное гудение: любил, когда формулировали коротко). Да и о чем вообще можно говорить с людьми? Стоит ли придавать особое значение таким разговорам? В письмах почти всегда лапидарен, предпочитал телеграммы.


Если не играл словами, то рисовал — на скатертях, на газетах, в блокнотах. Почти всегда рисовал бегущих жирафов, иногда кактусы, часто пустыни. Иногда — как на последнем сохранившемся рисунке — яркие закаты, похожие на взрыв.


Что, в сущности, и было его главной, если не единственной темой.


* * *


Ещё пара строк начала пролога книги, и довольно на сегодня.


«Христос был за всех нас распят, Пушкин за всех нас убит на дуэли, а Маяковский за всех нас застрелился.
Теперь нам можно этого не делать».



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 19.07.2023. Антропометрия Маяковского