Каких-нибудь 530 лет

Владимир Каев: литературный дневник

Искусство любить / Эрих Фромм ; . – Москва : Издательство
АСТ, 2017 – 224 с.


Эпиграф, отсутствующий в других переводах.


Тот, кто ничего не знает, ничего и не любит.
Тот, кто не может ничего сделать,
ничего не понимает.
Тот, кто ничего не понимает, бесполезен.
Но тот, кто понимает, также любит, замечает, видит…
Чем больше понимания вложено в предмет,
тем больше любовь… Любой, кто считает,
будто все ягоды поспевают в то же время,
что и земляника, ничего не знает о винограде.
Парацельс (21 сентября 1493 - 24 сентября 1541)


Сегодня Парацельсу ровно 530 лет от рождения! Это я удачно попал. О винограде знаю немного. О Парацельсе ещё меньше.


Кажется, нижеследующие фрагменты извлечены были из перевода Л.А.Чернышевой от 1990 года. Уточнять не стану. В любом случае, фрагменты лишь поводы для возникновения ассоциаций. Чтобы прочесть двести страниц, надо иметь время. Лучше потрачу его на то, что люблю, или на тех, кого люблю.


В записях указано:
https://mir-knig.com/read_419280-18
Попытка отправиться по этому адресу не увенчалась успехом. Что-то там не угодило контролирующим органам. Что за органы, понятия не имею.
Сохранённое невесть когда, было не на положенном месте. Ну и ладно. Перечитываю, оставив попытку посмотреть, откуда заимствовал. Есть ещё бумажная книга, но она где-то на полках. Путь пока там и останется.


Любовь и её распад в современном обществе


«Если любовь это способность зрелого, созидательного характера, то отсюда следует, что способность любить у индивида, живущего в какой-либо определенной культуре, зависит от влияния этой культуры на характер обычного человека.
<…>
Объективное наблюдение за нашей западной жизнью не вызывает сомнения, что любовь – братская любовь, материнская любовь и эротическая любовь, это относительно редкое явление, и их место занято неким количеством разных форм псевдолюбви, которые, на деле, являются многочисленными формами разложения любви.
<…>
Современный капитализм нуждается в людях, которые кооперированы в большие массы и слаженно трудятся сообща; которые хотят потреблять все больше и больше; чьи вкусы стандартизированы, легко могут быть направляемы извне и предвосхищены. Он нуждается в людях, которые чувствуют себя свободными и независимыми, неподвластными какому-либо авторитету или принципу, или совести – и при этом готовы подчиняться приказу, делать то, что от них требуют; без конфликта прилаживаются к социальной машине; ими можно руководить без применения силы, вести без ведущих, заставлять двигаться без какой-либо определенной цели – за исключением цели делать товар, быть в движении, идти вперед.


Что из этого следует? Современный человек отчужден от себя, от своих ближних, от природы. Он превращен в товар, свои жизненные силы он воспринимает как инвестицию, которая должна приносить ему максимальную прибыль, возможную при существующих рыночных условиях. Человеческие отношения в сущности являются отношениями отчужденных автоматов, каждый из которых основывает свою безопасность на том, чтобы держаться поближе к стаду и не отличаться от других в мысли, чувстве или действии.
<…>
Человеческое счастье сегодня состоит в том, чтобы развлекаться. Развлекаться это значит получать удовольствие от употребления и потребления товаров, зрелищ, пищи, напитков, сигарет, людей, лекций, книг, кинокартин – все потребляется, поглощается. Мир это один большой предмет нашего аппетита, большое яблоко, большая бутылка, большая грудь; мы – сосунки, вечно чего-то ждущие, вечно на что-то надеющиеся – и вечно разочарованные.
<…>
В «любви» отыскивается, наконец, спасение от одиночества. Создается союз двоих против мира, и этот эгоизм вдвоем ошибочно принимается за любовь и близость.
Подчеркивание духа слаженности, взаимной терпимости и т. д. это явление относительно новое.
<…>
Если человек с сексуальными торможениями сможет избавиться от страха или ненависти и обретет способность любить, исчезнут и ее или его сексуальные проблемы. Если нет, то не поможет и знание сексуальной техники».


«Быть сосредоточенным в отношениях с другими людьми это значит, в первую очередь, быть в состоянии слушать. Большинство людей слушают других или даже дают советы, фактически не слушая. Они не принимают слова другого человека всерьез, они не принимают всерьез и свои собственные советы. В результате, разговор утомляет их. Они подвержены иллюзии, что утомились бы еще больше, если бы слушали сосредоточенно. Но истина в противоположном. Всякая деятельность, если она осуществляется сосредоточенно, – пробуждает (хотя впоследствии и наступает естественная и полезная усталость). В то же время всякая несосредоточенная деятельность – усыпляет, хотя в конце дня она не дает уснуть.


Быть сосредоточенным это значит жить полностью в настоящем, в здесь – и – сейчас, а не думать о том, как сделать предстоящее дело, в то время, когда нужно правильно делать что-то именно сейчас. Нет необходимости говорить, что больше всего сосредоточенности должно быть у тех, кто любит друг друга».
_____________


Википедия


Эрих Фромм
Немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.
Родился: 23 марта 1900 г., Франкфурт-на-Майне, Германская империя
Умер: 18 марта 1980 г. (79 лет), Локарно, Швейцария
Чем известен: иметь и быть как способы существования, бегство от свободы, социальный характер
Цитата: Эгоизм – симптом недостатка любви к себе. Кто себя не любит, вечно тревожится за себя.


Я не тревожусь. Что толку тревожиться! С любовью к себе есть трудности. Надо работать над собой.
Больше никого рядом.
Может быть – завтра кто-то появится.
Или через неделю. ))



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 21.09.2023. Каких-нибудь 530 лет