Подать голосВторого января (14-го по новому стилю) 1891 года у купца Хацкеля Эмиля Мандельштама, в его варшавской квартире на улице Згода, 4, родился сын Осип. Во-первых, это и мой календарный день рождения. Во-вторых, в том же году отмечены в календаре Михаил Булгаков и Генри Миллер, эта пара входит в шестёрку авторов прошлого века, которые для меня служат ориентирами и во времени, и в литературе. Не то чтобы я их почитал и возносил, но время их жизни и некоторые моменты… отвлёкся, сейчас о Мандельштаме. Привычным образом ищу совпадения, узелки на память, ровным счётом ничего не значащие, но мне помогающие запоминать, расстанавливать фигуры на доске памяти. Сам по себе год 1891 для меня знаменателен, потому что мне выдано свидетельство о рождении 60 лет спустя. Двенадцать циклов Юпитера. Последнее время хожу вечером по посёлку, смотрю в небо, а там в зените Юпитер сияет. Он и в моей карте в зените, первая декада X-го Дома. А тут ещё Луна сближается с планетой яркой и удаляется неспешно, день за днём, точнее, ночь за ночью. Осип в Варшаве произведён на свет, а я под Владивостоком – в тех краях Осип Эмильевич поставил последнюю точку в жизни своей. Только сейчас обратил внимание. Нити тонкие, паутина, точки на карте, пометки в календаре. Мало ли кто где рожден, где отбыл в миры иные, а вот стихи… Мне нравится читать Мандельштама. Не знаток его поэзии, и ничьей вовсе не знаток. Читать то, что мне интересно, люблю вслух. Голос, конечно, важен, но выбирать не приходится, что есть, то есть. Иное дело интонации и ритмы, с ними можно работать, искать разрешение проблем. Не декламация занимает, а раскрытие смыслов, поиск образов и ассоциаций, возникающих в произношении и прослушивании. Тут у каждого своё восприятие. Что-то совпадает у слушающего и произносящего, что-то вызывает желание изменить, сказать иначе. Мне запись даёт возможность быть одновременно и в зале, и на сцене. Эта пара постоянно меняется, сохраняя родственные отношения с бывшими раньше. Перечитываю, удаляя то, что оставил раньше, но бывают исключения, когда сравнение кажется интересным, оставляю и прежнее. Повторяя раз за разом, ищу приближения к поэзии и музыке; литература ближе, музыка в отдалении. Раньше читал и сохранял на диктофоне телефона. Дуба дал телефон. Понял, что надо иначе. Сделал открытый канал Телеграм, всё тот же «Владимир Каев». Вчера перечитал несколько стихотворений Мандельштама. В разделе «Стихи на слуху» адреса записей – текст «Расписание». Литературу воспринимаю диалогически; читаю как слушаю, пишу для слышащего, оттого и практикую с речью. Эхо чтения… © Copyright: Владимир Каев, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|