Асфодель.Часть Х. Асфодель - цветок теней и мёртвых душ. (Из дневников Марьяны РакитА). Асфодель белый, ветвистый, Asphodelus ramosus (асфоделус) — название рода растений семейства лилейных. Именуется ещё как златоцветник или бессмертник. Это многолетнее травянистое растение обладает тонкими продолговатыми листьями. Его корни использовали в медицине для приготовления клея и даже асфодельного хлеба. Порошок из кореньев асфоделя является ингредиентом зелья Виггенвельд и Напиток живой смерти. Травы, большей частью многолетние, с утолщёнными корневищами или клубневидными корнями, узкими прикорневыми листьями и высокими (до 1 м) стеблями, заканчивающимися кистями белых цветков с буроватыми жилками на лепестках. Около 10 видов асфодели произрастает в Средиземноморье и в Азии, а также на Маскаренских островах. В мифах древних греков описывалось, что асфодель растёт в полях (лугах) в подземном мире (в Аиде), по которым блуждают тени умерших. На полях асфоделей тени забывали прежнюю жизнь, и асфодель был символом забвения. Вскоре рой их достиг асфодельного луга, который "Душам — призракам смертных уставших — обителью служит." (Гомер - «Одиссея», песнь 24 (перевод В. В. Вересаева). Асфодель приобрёл легендарную славу, благодаря выдающемуся историку-летописцу Гомеру и его произведению «Одиссея». Название растения Asphodelus обозначает «ничто его не превосходит» и образовано от греческого a — частица отрицания и sphallo - «я превзойду». Растение применялось в пищу бедными жителями древнегреческого города Аркадии. Первоначально основным питанием населения Аркадии являлись жёлуди, а корни и семена асфодели приносились в жертву умершим душам, а в последствии появились и в рационе живых, их употребляли до тех пор, пока греки не открыли новые злаковые культуры. Варёные или жареные на углях корни асфодели употребляли в пищу, а из очищенных растений даже готовили ритуальный напиток. В корневище асфодели содержится крахмал. В подземном царстве асфодели устилали луг, по которому гуляли души умерших. Древние греки сажали этот цветок на могилах умерших с верой в то, что они тоже нуждаются в пище... Попавшие в Аид души оказываются на Асфоделевых лугах или Елисейских полях, которые простираются вплоть до города Эреба с дворцом повелителя преисподней Гадеса и жены его Персефоны. Слева от дворца Гадеса растёт белый кипарис, под которым протекают воды реки Леты - воды забвения, утоляющие жажду душ умерших. Если души были признаны богами и прошли инициацию, они боялись пить воду из Леты: рядом протекала река Памяти. Чтобы помнить себя и иметь надежду на возрождение, эти души пили воду из неё. Во всех греческих мифах прослеживается вера и надежда на возрождение после смерти. Даже Богиня Персефона - царица подземного царства, может быть доброй и милостивой и подарить душам усопших то, что они пожелают. От Асфоделивого луга идёт распутье трёх дорог, на котором сидят боги Радамант, Эак и Минос и встречают тени мёртвых и судят их души. Радамант судит азиатов, Эак - европейцев, а Минос участвует во всех судах и помогает выносить верный приговор. Вершением суда человека, который жил праведной жизнью, боги преисподней направляли в город Элисиум, где царит вечный праздник, льются музыка и песни Греки верили, что в загробном мире есть счастливая обетованная земля, где никогда не заходит солнце, и эта земля уготована только праведникам. Если душа человека была отягощена тяжкими преступлениями и жизнь неправедной, боги преисподней отправляли душу тени в поле мук по второй дороге. А если умершая душа во время суда не была признана праведной, но боги не смогли доказать ее неправедность, эти тени отправлялись по третьему пути - обратно в Асфоделевые луга, бесцельно блуждая среди толп себе подобных. Другая легенда гласит, что Персефона — дочь Зевса и Деметры, хотела сорвать цветок асфодель, но земля разверзлась перед ней и бог подземного царства Аид похитил Персефону и сделал своей женой. С тех пор за цветами асфодели сложилась траурная репутация, этот цветок избегают высаживать в своих садах. Печальный и бледный образ Асфодели стал цветком-символом, вдохновляющим людей культуры и искусства, которые, как те самые неприкаянные души, находятся в постоянном творческом поиске. Поэт Фрэнсис Джеймс назвал асфодель «свечой солнца». На языке цветов асфодель означает бессмертие, сожаление и надежду. В народе цветы пользовались доброй славой, как противоядие от змеиных укусов, защита от колдовства, лекарство от конвульсий. Асфодель использовали для лечения свиней, а также, чтобы избавиться от мышей. Луковицы употреблялись в пищу. По свидетельству Геродота ливийские кочевники строили свои шалаши из стеблей асфодели. Асфодели вместе с цветами лотоса, гиацинта и крокуса были на брачном ложе Зевса и Геры. В христианстве асфодель является атрибутом Девы Марии. Астрологи этот цветок связывали с планетой Сатурн.
© Copyright: Таисья, 2014.
Другие статьи в литературном дневнике:
|