Асфодель.

Таисья: литературный дневник

Часть Х.


Асфодель - цветок теней и мёртвых душ.


(Из дневников Марьяны РакитА).


Асфодель белый, ветвистый, Asphodelus ramosus (асфоделус) — название рода растений семейства лилейных.


Именуется ещё как златоцветник или бессмертник.


Это многолетнее травянистое растение обладает тонкими продолговатыми листьями.


Его корни использовали в медицине для приготовления клея и даже асфодельного хлеба.


Порошок из кореньев асфоделя является ингредиентом зелья Виггенвельд и Напиток живой смерти.


Травы, большей частью многолетние, с утолщёнными корневищами или клубневидными корнями, узкими прикорневыми листьями и высокими (до 1 м) стеблями, заканчивающимися кистями белых цветков с буроватыми жилками на лепестках.


Около 10 видов асфодели произрастает в Средиземноморье и в Азии, а также на Маскаренских островах.


В мифах древних греков описывалось, что асфодель растёт в полях (лугах) в подземном мире (в Аиде), по которым блуждают тени умерших.


На полях асфоделей тени забывали прежнюю жизнь, и асфодель был символом забвения.


Вскоре рой их достиг асфодельного луга, который


"Душам — призракам смертных уставших — обителью служит."


(Гомер - «Одиссея», песнь 24 (перевод В. В. Вересаева).


Асфодель приобрёл легендарную славу, благодаря выдающемуся историку-летописцу Гомеру и его произведению «Одиссея».


Название растения Asphodelus обозначает «ничто его не превосходит» и образовано от греческого a — частица отрицания и sphallo - «я превзойду».


Растение применялось в пищу бедными жителями древнегреческого города Аркадии.


Первоначально основным питанием населения Аркадии являлись жёлуди, а корни и семена асфодели приносились в жертву умершим душам, а в последствии появились и в рационе живых, их употребляли до тех пор, пока греки не открыли новые злаковые культуры.


Варёные или жареные на углях корни асфодели употребляли в пищу, а из очищенных растений даже готовили ритуальный напиток.


В корневище асфодели содержится крахмал.


В подземном царстве асфодели устилали луг, по которому гуляли души умерших.


Древние греки сажали этот цветок на могилах умерших с верой в то, что они тоже нуждаются в пище...


Попавшие в Аид души оказываются на Асфоделевых лугах или Елисейских полях, которые простираются вплоть до города Эреба с дворцом повелителя преисподней Гадеса и жены его Персефоны.


Слева от дворца Гадеса растёт белый кипарис, под которым протекают воды реки Леты - воды забвения, утоляющие жажду душ умерших.


Если души были признаны богами и прошли инициацию, они боялись пить воду из Леты: рядом протекала река Памяти.


Чтобы помнить себя и иметь надежду на возрождение, эти души пили воду из неё.


Во всех греческих мифах прослеживается вера и надежда на возрождение после смерти.


Даже Богиня Персефона - царица подземного царства, может быть доброй и милостивой и подарить душам усопших то, что они пожелают.


От Асфоделивого луга идёт распутье трёх дорог, на котором сидят боги Радамант, Эак и Минос и встречают тени мёртвых и судят их души.


Радамант судит азиатов, Эак - европейцев, а Минос участвует во всех судах и помогает выносить верный приговор.


Вершением суда человека, который жил праведной жизнью, боги преисподней направляли в город Элисиум, где царит вечный праздник, льются музыка и песни


Греки верили, что в загробном мире есть счастливая обетованная земля, где никогда не заходит солнце, и эта земля уготована только праведникам.


Если душа человека была отягощена тяжкими преступлениями и жизнь неправедной, боги преисподней отправляли душу тени в поле мук по второй дороге.


А если умершая душа во время суда не была признана праведной, но боги не смогли доказать ее неправедность, эти тени отправлялись по третьему пути - обратно в Асфоделевые луга, бесцельно блуждая среди толп себе подобных.


Другая легенда гласит, что Персефона — дочь Зевса и Деметры, хотела сорвать цветок асфодель, но земля разверзлась перед ней и бог подземного царства Аид похитил Персефону и сделал своей женой.


С тех пор за цветами асфодели сложилась траурная репутация, этот цветок избегают высаживать в своих садах.


Печальный и бледный образ Асфодели стал цветком-символом, вдохновляющим людей культуры и искусства, которые, как те самые неприкаянные души, находятся в постоянном творческом поиске.


Поэт Фрэнсис Джеймс назвал асфодель «свечой солнца».


На языке цветов асфодель означает бессмертие, сожаление и надежду.


В народе цветы пользовались доброй славой, как противоядие от змеиных укусов, защита от колдовства, лекарство от конвульсий.


Асфодель использовали для лечения свиней, а также, чтобы избавиться от мышей.


Луковицы употреблялись в пищу.


По свидетельству Геродота ливийские кочевники строили свои шалаши из стеблей асфодели.


Асфодели вместе с цветами лотоса, гиацинта и крокуса были на брачном ложе Зевса и Геры.


В христианстве асфодель является атрибутом Девы Марии.


Астрологи этот цветок связывали с планетой Сатурн.



***



05 марта 2014 г.



Другие статьи в литературном дневнике: