Парк Ган-а-Мошава.

Таисья: литературный дневник

Часть ХX.



***



(Из дневников Марьяны РакитА).



***



Парк Ган-а-Мошава.



***



*** В очередную субботу после семейного завтрака встал вопрос: куда поехать погулять, чтобы и не очень далеко, и уютненько!?.


Накануне два дождливых дня обнадежили грядущей осенней прохладой, но не тут-то было... Летняя жара вновь вернулась со своими "приколами" в плюс 33 градуса. Мне это очень важно, потому что серьезное полугодовое лечение дает о себе знать слабостью и прочими симптомами...


Для уютного отдыха мне достаточно лишь тенистого деревца, скамеечки, интересной книжки и стремительной крикливой стайки моих любимых зеленых птичек-попугайчиков... А уж в каком парке получить этот комплект удовольствий, мне не важно...


И я предложила детям поехать в ближайший к дому старинный, но замечательно-отреставрированный Парк Ган-а-мошава в городе Ришон-ле-Ционе, с которым мы познакомились давным-давно, еще двадцать лет тому назад...



***



Ришон-ле-Цион был основан, как сельскохозяйственное поселение (мошав - иврит), в 1882 г. группой из 10 репатриантов из России - состоятельных членов организации "Ховевей Цион" во главе с Залманом Давидом Левонтином (1856-1940 г.г.)


В том же году значительная часть членов организации БИЛУ, возглавляемая Исраэлем Белкиндом (1861-1929 г.г.), присоединилась к ним.


Залман Левонтин являлся одним из ранних сторонников еврейского заселения Эрец-Исраэль. Он родился в богатой хасидской семье приверженцев направления Хабад, получил религиозное и домашнее светское образование.После волны погромов 1881 г. в России, он одним из первых вступил в движение "Ховевей Цион".


По его инициативе, в том же году совершившего ознакомительную поездку в Эрец-Исраэль, и при поддержке "Ховевей Цион" было принято решение основать в стране новое поселение под названием Ришон-ле-Цион - Первый в Сионе - для состоятельных репатриантов, не претендующих на помощь извне.


В 1882 г. Залман Левонтин во главе группы таких же репатриантов выехал в Эрец-Исраэль, приобрел 334 дунамов земли и возглавил первый административный совет нового поселения.


Ришон ле-Цион стал вторым еврейским поселением, после Петах-Тиквы. Поселение было задумано как кооперативное сельскохозяйственное: земля не делилась на индивидуальные участки и переселенцы трудились на ней совместно.


Первые попытки вести хозяйство, выращивать пшеницу, оказались неудачными из-за тяжелых природных условий: жаркого климата, песчаной почвы, дефицита воды, также сказывался недостаток средств и сельскохозяйственного опыта.


Воду поначалу возили из соседней еврейской деревни Микве Исраэль, но этого было недостаточно. Поселение испытывало острую нужду в воде. Спустя год, когда иссякли его средства, Залман Левонтин продал свою часть земли барону Эдмонду де Ротшильду и вернулся в Россию.


Представитель мошава встретился в Париже с бароном Эдмоном де Ротшильдом и убедил его выделить средства. Ротшильд согласился дать деньги, на которые было приобретено буровое оборудование и к концу зимы 1883 года был пробурен колодец на глубине 48 метров.


Впоследствии фраза «Мацану маим!» («Нашли воду!» - иврит) и сам колодец были включены в герб города Ришон-ле-Цион. Колодец до сегодняшнего дня находится в центре города.


В 1885 г. в трехлетнюю годовщину Ришон-ле-Циона два жителя придумали необычный флаг: кусок белой ткани с двумя вышитыми синими полосами и синей звездой Давида. Шестьдесят три года спустя этот флаг стал флагом Государства Израиль.


Колония постепенно начала разрастаться. Барон Ротшильд взял поселение под свою опеку. Некоторое время спустя поселение постиг экономический кризис и Ротшильд согласился выкупить земли Ришон ле-Циона.


Он направил туда французских агрономов. Один из них заметил в огороде виноградную лозу, и ему пришла мысль выращивать на землях Ришон-ле-Циона виноград и делать вино.


Итак, вместо полеводства жители Ришон-ле-Циона занялись виноградарством, а позже и выращиванием миндаля.


Под покровительством барона Ротшильда в 1886 г. был основан винодельческий завод «Кармель Мизрахи». В 1889 г. были заложены большие винные погреба «Кармель мизрахи», что улучшило экономику города.


В разное время на этом заводе работали три премьер-министра Израиля: Бен-Гурион был руководителем работников профсоюза, Леви Эшколь собирал виноград, и Эхуд Ольмерт, подрабатывал в филиале «Кармель» на летних каникулах.


Существует версия, что в 1887 г. в Ришон-ле-Ционе Нафтали Герц Имбер написал стихотворение «Ха-Тиква», первые строфы которого стали национальным гимном Израиля.


Фактом же является и то, что местный крестьянин, выходец из Бессарабии, Шмуэль Коэн подобрал к «Ха-Тикве» румынскую мелодию, и первое исполнение будущего гимна Израиля состоялось именно в Ришон ле-Ционе.


В 1888 г. в Ришон ле-Ционе открылась первая в стране школа с преподаванием на иврите, а в 1899 г. первый детский сад, где говорили и преподавали на иврите. Элиэзер Бен-Иегуда - отец современного иврита, работал учителем в Ришон-ле-Цион.


В 1890 г. вдоль центральной аллеи парка Ришон ле-Циона высадили два ряда канарских пальм, и аллея стала местной достопримечательностью. Здесь и по сей день отдыхают местные жители, здесь часто отдыхаю я со своей семьей, а когда-то здесь встречали Герцля, лорда Бальфура и Уинстона Черчилля. Здесь все дышит стариной.


Население Ришон-ле-Циона в 1890 г. составляло 359 человек и к началу XX в. возросло до 526.


Электричество в Эрец-Исраэль появилось 1898 г. в Ришон ле-Ционе.


На заводе «Кармель» установили первую динамо-машину, а чуть позже на заводе появилась собственная внутренняя телефонная сеть.


В 1889 году в Ришон ле-Ционе был основан комплексный завод, который и по сей день является одним из крупнейших на Ближнем Востоке.


Он включал в себя винные погреба, мукомольные цеха, слесарную и бочарную мастерские, цех по производству льда.


На заводе был установлен электрический генератор, ставший первым в стране, который вначале эксплуатировался втайне, потому что хозяева опасались негативной реакции со стороны властей, склонных считать подобные машины "дьявольским изобретением".


Как известно, запрет, наложенный Османской империей на производство электроэнергии, был аннулирован лишь в 1908 г.


Барон Ротшильд, по инициативе которого был создан завод в Ришон ле-Ционе, собирался наладить здесь также и производство стеклотары для вин.


Все эти мероприятия значительно улучшили экономику мошава.



*** Винный завод "Кармель-Мизрахи."



Первым человеком, посадившим виноградную лозу, был Залман Давид Левонтин.


В 1890 г. сняли первый урожай, а в 1891 году получили первую бочку вина.


Винодельческое производство стало одним из самых крупных в мире.


Барон Ротшильд вложил в него пять тысяч золотых франков (за 12 золотых франков можно было купить дунам земли).


Заводу хотели присвоить название "Кармель", но это было невозможно из-за уже существовавшего завода с подобным именем в США.


Тогда было добавлено слово "Мизрахи", а к рекламе привлекли Сарру Бернар, ехавшую на повозке с бочкой вина "Кармель-Мизрахи".


Борьба шла и за логотип: путников, несших виноградную лозу.


Подобный уже был, к тому же, и Министерство туризма захотело его использовать.


Верховный Суд БАГАЦ принял "соломоново решение" - на логотипе виноделов путники будут шагать слева направо, а на логотипе Министерства туризма - справа налево.


Но куда бы они ни направлялись - все пути должны вести на дегустацию вин завода "Кармель-Мизрахи".


Существует версия, что в 1887 г. в Ришон-ле-Ционе Нафтали Герц Имбер написал стихотворение «Ха-Тиква», первые строфы которого стали национальным гимном Израиля.


Фактом же является то, что местный крестьянин, выходец из Бессарабии, Шмуэль Коэн, подобрал к «Ха-Тикве» румынскую мелодию, и первое исполнение будущего гимна Израиля состоялось именно в Ришон-ле-Ционе.


В 1888 г. в Ришон ле-Ционе открылась первая в стране школа с преподаванием на иврите, а в 1899 г. первый детский сад, где говорили и преподавали на иврите. Элиэзер Бен-Иегуда, отец современного иврита, работал учителем в Ришон ле-Цион. К концу 1920-х г.г. город стал быстро развиваться.


В конце XIX в. вина «Кармель» принимали участие в международных ярмарках, выставках и конкурсах; на парижской выставке 1900 г. вино завода было даже удостоено золотой медали.


В 1895 г. в Ришон ле-Ционе создали первый в стране еврейский оркестр. Позже про него сочинили забавную песню, в которой поется, что музыканты говорили по-русски, но фальшивили исключительно на иврите.


Первая в Эрец-Исраэль забастовка трудящихся тоже состоялась в Ришон ле-Ционе. Она прошла на том же самом первом винном заводе, и организовал ее Бен-Гурион.


Во время Первой мировой войны среди членов подпольной организации Нили жители Ришон-ле-Циона играли важную роль.


К концу Первой мировой войны население города составляло 1,2 тыс. человек и продолжало пополняться за счет алии из Восточной Европы и Йемена. Главной отраслью хозяйства в это время стало цитрусоводство.


В 1930-х г.г. начала развиваться промышленность. Накануне Войны за независимость в Ришон-ле-Ционе жило 8 000 чел.


Во время Войны за Независимость египетская авиация наносила бомбовые удары по Ришон-ле-Циону, город подвергался постоянным атакам из соседних арабских сел.


В 1950 г. Ришон-ле-Цион получил статус города. В 1956 г. муниципалитет города возглавила Хана Левин (родилась в Одессе) – первая в Израиле женщина-мэр.


***


Вот и удалось мне получить в этот выходной день тридцать три удовольстия: и прикоснуться к хрупкой старине, и насладиться природой, и немного пофотографировать, и завершить чтение очередного романа любимого автора Даниэлы Стил "Счастливчики".


***


Вкратце о романе "Счастливчики"...


Успех и удача сопутствует блистательной юной
лыжнице Лили, завоевавшей олимпийскую бронзовую медаль. Она усердно готовится к борьбе за золото, но накануне соревнования по трагической случайности оказывается в инвалидном кресле.


Ее отец - успешный бизнесмен Билл Томас, приходит в отчаяние и обвиняет всех, даже талантливого хирурга-ортопеда Джессику Мэтьюз, в жизни которой тоже происходит трагедия.


Именно в день операции Лили в автомобильной катастрофе погибает муж хирурга Джессики Мэтьюз, которая остается одна с четырьмя детьми разных возрастов.


Герои романа пытаются найти опору в жизни, обрести надежду и начать новый подъем на вершину. Они героичски преодолевают все испытания судьбы и выходят из этой борьбы победителями.


***


Никогда не надо падать духом - выхода нет только из могилы...


***


10 октября 2015 г.



Другие статьи в литературном дневнике: