***

Людмила Алексеева 3: литературный дневник

Ещё чуть-чуть о пандемии
Евгения Серенко
В середине прошлого века профессор Гарвардского университета Дэвид МакКлелланд провёл оригинальный эксперимент: сравнил уровни содержания иммуноглобулина А в крови группы студентов до и после того, как показал им документальные кадры о благотворительной деятельности Матери Терезы в нищем районе Калькутты. После просмотра трогательных кадров, вызвавших у студентов слёзы сочувствия и сострадания, в их крови вырос уровень иммуноглобулина А, «отвечающего» за борьбу человека с лёгочной инфекцией, а значит, повысился иммунитет к возбудителям пневмонии.*



***


Бушует в мире пандемия.


Новости – как сводки с войны: сколько человек заразилось, сколько в реанимации, сколько выздоровело, сколько ушло в мир иной.


Графики, цифры, прогнозы.


Власти отчитываются каждый день: что сделано, что планируют сделать завтра, какая кому оказана помощь.


Мнения экспертов, требования и советы.


Оставайтесь дома, надевайте перчатки и маски, держите два метра дистанции, мойте руки, не дотрагивайтесь до лица…


***

Сюжет по ТВ: трёхэтажное здание в красивом спокойном районе Торонто.

Ковры, цветы, завтраки – ланчи – полдники – ужины.
Медсёстры, социальные работники и врачи.


Обычный Интернат престарелых. (Этот перевод неточен: такие Интернаты называются здесь иначе, чтобы нечаянно не оскорбить постояльцев напоминанием об их возрасте).

В этом интернате я проходила когда-то практику.

Внутри полно медиков, оборудования: в здании больные коронавирусом.


Снаружи стоят машины: в них плачут от тревоги и бессилия помочь родственники и друзья тех, кто внутри.


В этом доме и моя Изабелла: когда-то каждое утро она ждала меня у входа в её отделение и задавала один и тот же вопрос: «Рассказать тебе о моей лошади?» «Конечно», - отвечала я и каждый раз выслушивала рассказ о её удивительной лошади. Она мало что помнила, даже путалась в именах дочерей, но не забыла лошадь, на которой каталась в детстве.


Жива ли ты, Изабелла?


***


Я открываю свою старую рабочую книжку: с каждым именем что-то связано.

Рэймонд.
Человек трагичной судьбы, причем, по его словам, все трагедии он создавал себе сам, оставшись на склоне лет в одиночестве.
Он не выходил из дома, его пенсию получала знакомая, которая вела хозяйство, готовила и приносила ему всё необходимое, а что именно было необходимым, определяла сама, и в этот список не входили ни сигареты, ни пиво, ни его любимые чипсы. Принести ему пиво и сигареты я не имела права, а с чипсами было проще: рядом был магазин, где перед каждым визитом я покупала пакетик чипсов.

Я давно поменяла работу и не вспоминала о Рэймонде, но однажды вечером он позвонил: «Ты знаешь, зачем переехала жить в Канаду?» Я удивилась: «Конечно». «Ты ошибаешься, - сказал он, – а я знаю точно: ты переехала для того, чтобы каждую среду приносить одинокому старику пакетик картофельных чипсов».

***


На нашей планете беда.


Болезнь не щадит никого: ни белых, ни чёрных, ни старых, ни молодых.


Кто-то переболеет легко – кто-то окажется жертвой.


Маски, перчатки, лекарства, эмоции.

Сочувствие, сострадание, иммунитет.



Всё связано в этом мире.



* Этот опыт в числе других описан в изданной в 1987 году книге профессора МакКлелланда «Human Motivation» - «Мотивация человека».



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 11.04.2020. ***