Стихи Иеромонаха Романа Матюшина.

Людмила Алексеева 3: литературный дневник

Всезнайства ослепляющие блики.
Безумен, кто идет по острию
И льстит себе, цитируя великих,
Их правду выдавая за свою.


Всезнайство говорит о мелководье,
О скудности несудоходных рек.
Слывущий мудрецом в простонародии,
Что знаешь ты, о гордый человек?


Бог судит не по знанию — по смирению.
Что наше знание? — тягостный обман
Господь взыскует нашего горения,
А не потуг холодного ума.


Не потому ль так тянется прохожий
На огонек, светящийся в ночи.
Огарок, но горящий, мне дороже
Большой не пламенеющий свечи
***


Без Бога нация — толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль что еще страшней, жестока.


И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!


***


Мы засорили суетой
И головы, и души
И видим-слышим только то,
Что жаждем видеть-слушать.


И всё идет на перекос,
И жизнь копейкой стала,
Забот и дел не мерен воз,
А нам всё мало, мало.


И только охаем-кряхтим,
А жизнь всё хуже, хуже,
Расстаться с возом не хотим
И надрываем души.


А нам понять бы навсегда,
Чтоб не жалеть о многом:
На свете есть одна беда —
Не повстречаться с Богом.



***
Что ж о горах не по вершинам судим,
Знать житие влияет на аршин.
Сидящий в яме, яму видит всюду,
Какое там сияние вершин?


Ничто не канет в смертный час,
Не распадётся.
Всё, исходящее от нас,
На нас вернётся.


Словами Вечность не возьмёшь,
Дела предстанут,
И наша правда или ложь
С собой потянут.


Когда исчезнет суета
(О Трисиянный!),
Кто о земле вздохнёт тогда
Об окаянной?


***
Мы приблизились к свету Христову,
Перед светом Христовым мы стали.
Мы в глаза заглянули друг другу
И друг в друге себя опознали.


Мы закручены в жесткие схемы,
Нам опомниться нужно скорее.
Мы безгласны, пугливы и немы,
Оттого что не стали добрее.


Мы в глаза заглянули пытливо
И узнали, что мы не готовы.
И глаза опустили стыдливо
Перед ласковым светом Христовым!


***
Деревни и села, похоже,
У братской могилы стоят.
Но женщины в Праздники все же,
Как могут, молитвы творят.


О муже, который гуляет,
О сыне, который сидит,
О дочке, что тяжко хворает —
За всех ее свечка горит.


Поплачет, вздохнет с облегчением,
И вроде не давит беда
Есть женщины в русских селениях!
И верим, что будут всегда!


***


Народная мудрость все та же,
Народ же уводится мраком:
Не то, что не сеет, не пашет –
Совсем превратился в зеваку.


Чего уж с подмостков не кажут!
Но всюду – ни капли родного:
Ни песни о доблести нашей,
Ни мысли, ни слова святого.


О чем только мир не судачит,
Но видно – не в гору дорога
Не слушай, где куры кудахчут,
А слушай, где молятся Богу!


***


Мы не любим и хаем ненастья,
Нас тревожат явления гроз.
Что нужнее — несчастье иль счастье?
Это вовсе не праздный вопрос.


Кто погнался за счастьем и только,
Тот в начале пути захромал.
И нисколько, поверьте, нисколько
О без ценной душе не узнал.


Ну, а кто ослепленный гордыней,
О беде стал Творца умолять,
Этот тоже умом половинен:
Умолил — и не в силах поднять.


Что мудрить? Кто живет не утробно —
Все примет из Божьей руки:
Ведь несчастье и счастье подобны
Берегам нашей жизни-реки.


***


Всех в детстве на руках носили,
Пора из детства выходить.
Но мы хотим, чтоб нас любили,
И жаждем детство повторить.


Нас любит Бог! Неистощимый
Дарует от щедрот Своих.
Но мы забыли, Кем любимы,
И ждем чего-то от других.


По доброй воле стали нищи,
Хотим земное ухватить,
И, нищие, у нищих ищем
То, без чего не можем жить.


И что же мы находим - крохи
Внимания и теплоты.
И потому повсюду вздохи,
Что в мире мало доброты.


Откуда взяться ей, родимой?
Она в лазурных закромах.
А мы - сумою побратимы,
Сума она и есть сума.


В делах мирских не разобраться,
Ужели мир совсем ослеп?
Зачем же крохами питаться,
Коль подается Чистый Хлеб?


Да пусть бы все и вся забыли -
Нисколько б не был возмущен.
Что за нужда, чтоб нас любили?
Нас любит Бог - чего ж еще!


***


Живи с распахнутой душою,
Встречая зори босиком.
Не можешь стать водой большою —
Будь малым чистым родником.


Живи всегда мечтой высокой,
За все Творца благодари.
Не можешь стать звездой далекой —
Хотя б огарком, но — гори!



***


Страх Господень — учитель воздержания,
Воздержание дарит исцеление.
Лучшая поэзия — молчание,
Лучшее молчание — моление.


Лучшая молитва — покаяние,
Покаяние тщетно без прощения.
Лучшее пред Богом предстояние —
В глубине высокого смирения.


Я забудусь в таинстве молчания
Пред иконой чудной — Умиление,
Да очистят слезы покаяния
Высшую поэзию — моление.
— Иеромонах Роман Матюшин,


***


Смири себя. И Бог тебя простит.
И узришь естество в ином звучанье,
И Звёздный мир и дол сорастворит
В непостижимом таинстве молчанья.


Молчание, зовущее горе
Великим ладом полнится творение.
И в свете звёзд, и в чуткости деревьев —
Во всём я узнаю Богоявление.


Как близок Бог! Умом не разуметь.
Глаголом не коснуться дивной сути.
И только сердце не престанет петь,
Что Благ Господь! И Милостив! И Чуден!


***
Шел по селам и весям бродяга,
Лет за сорок, болящий мужик.
Глянешь бегло — простой бедолага,
А присмотришься — светится лик.


Полотенцем повязан заветным,
Всем кивает:" Долги оплачу.
Я богатый богатством несметным,
Дайте хлеба кусок богачу.»


Люди что-то ему подавали
И смеялись над ним, кто как мог.
Даже в мыслях своих не держали,
Что богатство убогого — Бог.




***
Ты Покровом покрываешь и
Русь мою многострадальную,
Русь мою много распятую
О Владычице Державная,


Херувимов Пречестнейшая,
Мати Господа Всевышнего,
Погибающих Взыскание!
Умоли за землю Русскую


Сына Своего Сладчайшего,
Да воздаст Он нам по милости –
Не по нашему неверию.
Вижу – тучи собираются


Слышу – вороньё раскаркалось.
Только б ты нас не оставила
В час великий испытания.
О Заступнице Усердная,


Даруй грешным покаяние,
Мне же, о Благословенная,
Даруй благо наивысшее:
Жить как сын твой заповедовал,
Боль людскую за свою считать.


***


Если тебя неудача постигла,
Если не в силах развеять тоску,
Осенью мягкой, осенью тихой
Выйди скорей к моему роднику.


За родником — белый храм,
Кладбище старое. Этот забытый край
Русь нам оставила.
Если глаза затуманились влагой


Из родника поплещи на глаза.
Можешь поплакать,
Спокойно поплакать,
Кто разберет где слеза, где вода?


Видишь, вон там журавли пролетели,
У горизонта растаял их крик?
А если ты болен, прикован к постели,
Пусть тебе снится целебный родник.


***


Не долго будут красоваться в белом
Ликующие майские сады...
Не старый умирает, а поспелый -
Нам говорят весенние цветы.


Всему предел, всему свой срок назначен,
И никому цветенья не продлить!
Во всём Премудрость! Было бы иначе -
Никто плодов не стал бы приносить.


И не случайно в роще пожелтелой
Покоен лик предсмертной красоты...
Не старый умирает, а поспелый -
Нам говорят осенние листы.


***


Дорогие мои, это всё!
Отовсюду хула и глумленье!
Нас теперь только чудо спасёт,
Да хотим ли мы сами спасенья?


Где народ мой? Ау! Что со мной?
Я не вижу родимого люда.
Потому-то и правят страной
Подлецы, проходимцы, иуды.


Наши души пускают на слом.
Нам шипят, указу я на стойло.
И молчим, позабыв обо всём,
Всё меняя на горькое пойло.


И не чуя особых утрат,
Мы таскаем чужие обноски,
И в припадках заходимся в лад
Жеребцам и кобылам с подмостков.


Окропить бы Крещенской водой
Одержимых безудержной корчу.
Русь моя! Боль моя! Что с тобой?
Кто навёл эту тяжкую порчу?


Горе, горе над Русской Землей!
Разгулялись в открытую бесы.
Размелькались, под хохот и вой,
И рога, и копыта, и пейсы.


О, народ мой! Довольно дремать
Помолись перед Подвигом Богу.
Православная Родина-Мать!
Двери ада тебя не воз могут!



***


Пускай по мне злорадствуют в аду,
И жар геенны душу обжигает.
К Святей Твоей иконе припаду,
Моя Отроковице Преблагая!


О, Цвете несказанной чистоты!
Душа моя к Тебе взывает стоном:
Заступнице моя, когда б не Ты,
К кому б еще прибегнул недостойный ?


Мой верный Ангел, далеко стоя,
Скорбит и плачет о моем лукавстве.
Не оттолкни ж, Владычице моя,
Когда пойду, убогий, по мытарствам.


О, как предстану я пред Судией ?
(Замри, душе, заранее рыдая)
О, Дево, будь поддержкою моей,
Пред Ним моим последним Оправданьем.


Рыдай, душе, покуда время есть,
Откуда ложь, откуда зло - не знаю.
За Сына Твоего готов на крест,
И сам же, окаянный, распинаю.


Моя Царице, Радосте моя,
Хоть Ты меня не осуди, настави,
И пусть мне ад - и из геенны я
Тебя благословлю, о, Пресвятая.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 08.06.2021. Стихи Иеромонаха Романа Матюшина.