Школы прочных знаний и хороших манер
Анастасия Сергеевна Соколова
Анастасия СОКОЛОВА
ШКОЛЫ ПРОЧНЫХ ЗНАНИЙ И ХОРОШИХ МАНЕР
В истории европейской культуры эпоха Просвещения, получившая свое развитие в XVIII веке, затронула различные аспекты жизни общества, включая философию, науку, политику, религию, литературу, искусство, образование.
Европейских монархов, политиков, ученых волновал вопрос практического использования достижений науки и культуры в интересах общественного развития. В век Просвещения образование перестает быть привилегией избранных классов и становится доступнее для широких слоев населения.
«Властители дум» – влиятельные французские мыслители: Вольтер, Шарль Монтескье, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро и Жан Лерон д’Аламбер и другие обращаются к разуму, как к единственному критерию познания человека и общества.
Российское образование в век Просвещения
Российские монархи эпохи Просвещения всемерно способствовали развитию наук, искусств, популяризации знаний. В этот период в Российской империи возникли первые школы, гимназии, университеты, академии, театры, публичные библиотеки и музеи.
XVIII век в России становится веком Образования.
Предпринятая в начале века Петром I (1672–1725) реформа образования успешно решала задачу укрепления обороны страны, строительства армии и флота. С целью подготовки профессиональных военных кадров открываются военные школы.
В 1701 г. в Москве в здании бывшей Сухаревской башни открывается Школа математических и навигационных наук, более известная, как Навигационная школа. В том же году приступает к работе Артиллерийская школа; в 1708 г. открывается Медицинское училище; в 1712 г. — Инженерная школа. В 1715 г. старшие классы Школы математических и навигационных наук были переведены в Петербург и преобразованы в Морскую академию (ныне Высшая военно-морская академия).
В этот период были заложены основы начального светского образования для широких слоев населения. Для обучения дворян, духовенства и купечества открывались цифирные школы, в которых учили основам математики. По указу 1714 г. в губерниях были открыты 42 цифирные школы с 2000 учащимися.
В уездных городах, в которых при монастырях имелись духовные школы, открывались начальные училища для детей всех сословий 10-15 лет.
Указом Петра I 28 января (8 февраля) 1724 года в Санкт-Петербурге была основана Императорская (Петербургская) академия наук.
Первым высшим учебным заведением в Российской империи становится Академический университет Петербургской академии наук (1724 г.).
В краткий период правления вдовствующей императрицы Екатерины I (1725-1727), в марте 1726 года, состоялось открытие первого государственного общеобразовательного среднего учебного заведения – Первой Академической Гимназии для мальчиков свободных сословий. Гимназия была утверждена в 1724 году Указам Петра I, как часть Академического комплекса, вместе с Академическим университетом и Петербургской академией наук. Это учебное заведение было создано с целью подготовки молодежи к службе в государственных учреждениях.
В гимназии изучались предметы: латынь, греческий язык, немецкий язык, французский язык, русская словесность, чтение римских поэтов, правила ораторского искусства, логика, математика, естественные науки, история, география, рисование..
Первоначально полный гимназический курс был рассчитан на 7 лет, после чего гимназист мог быть переведён в Академический университет Петербургской академии наук. Если гимназист не желал обучаться в университете, то он мог изучать предметы по выбору.
Дети духовенства обучались в епархиальных школах. В 1727 году в России насчитывалось 46 епархиальных школ с 3056 учащимися.
В годы правления племянницы Петра I императрицы Анны Иоанновны (1730—1740) открываются гарнизонные школы для обучения детей солдат. Для подготовки специалистов горного дела на Урале при металлургических заводах и в Олонецком крае правительство организовало первые горные школы.
Тогда же закладывались основы для развития системы замкнутых сословных школ. На смену петровским специальным школам приходят кадетские корпуса. Генерал-фельдмаршал Миних представил на утверждение императрице Анне Иоанновне план устройства первого военно-учебного заведения в России «Корпуса кадетов».
В 1732 г. императрица подписала указ об утверждении Корпуса кадетов или Сухопутного шляхетского (дворянского) корпуса.
Указом императрицы были учреждены Морской, Артиллерийский и Пажеский корпуса. Учащиеся кадетских корпусов носили военную форму и проходили строевое обучение. По окончании этих привилегированных учебных заведений дети дворян получали офицерские чины. Кадетские корпуса предназначались для подготовки не только офицеров, но и чиновников государственных учреждений.
Во второй половине XVIII века, в период правления дочери Петра I, императрицы Елизаветы Петровны (1741–1762), в Российской империи происходит расширение сети учебных заведений и усиление принципа сословности.
В 1744 г. за подписью императрицы вышел Указ о расширении сети начальных школ.
Государственный деятель, меценат, фаворит императрицы, Иван Иванович Шувалов (1727–1797) совместно с ученым-энциклопедистом Михаилом Васильевичем Ломоносовым(1711–1765) разработали и представили императрице проект организации Московского университета.
12 (23) января 1755 года Елизаветой Петровной был подписан указ «Об учреждении Московского университета и двух гимназий» – в Москве и в Казани.
Официальная церемония открытия Московского университета состоялась 26 апреля (7 мая) 1755 года, в годовщину коронации императрицы.
В обязательную учебную программу московской (1755) и казанской (1758) гимназий входили такие предметы, как: грамматика, латинский язык, география, арифметика, фехтование, танцы, стихосложение и красноречие.
В 1757 году – Елизавета Петровна подписывает Указ об учреждении Академии художеств.
Елизавета Петровна в 1758 году поддерживает предложение графа П.И. Шувалова об учреждении высшего военного учебного заведения – Артиллерийской и Инженерной дворянской школы под его начальством.
И.И.Шувалов подготовил проект масштабной реформы образования, которая заключалась в создании единой многоступенчатой сети образовательных учреждений: уездных школ, губернских гимназий и университетов в крупных городах, а также начальных школ грамотности в небольших населённых пунктах.
Но со смертью Елизаветы Петровны намеченные планы так и остались «на бумаге».
Образовательные реформы Екатерины Великой
Огромный вклад в развитие российского просвещения и образования был внесен императрицей Екатериной Великой ( 1729–1796). По инициативе императрицы были основаны такие просветительские и образовательные учреждения, как один из крупнейших музеев мира — Эрмитаж, Вольное экономическое общество, Императорская публичная библиотека (ныне Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге),
Российская академия для изучения русского языка и словесности.
Русская императрица поддерживала дружескую переписку с Вольтером и Дидро, Ко двору Екатерины II стремились такие европейские деятели, как Леонард Эйлер, Пётр Паллас и Алессандро Калиостро.
Реформы Екатерины Великой затронули все важнейшие сферы жизни российского общества.
«Наше первое желание, – писала русская императрица, – состоит в том, чтобы видеть наш народ столь счастливым и довольным, сколь далеко человеческое счастие и довольство может на сей земле простираться».
Одним из основных направлений реформирования становится социальная политика. В Санкт-Петербурге и Москве создаются учебные заведения и воспитательные учреждения «для юношества обоего пола» – представителей разных сословий (за исключением крестьянства).
Видный деятель русского Просвещения, личный секретарь Екатерины II, президент Императорской Академии художеств Иван Иванович Бецкой (1704-1795) становится инициатором учебно-педагогической реформы.
Опираясь на идеи Я. А. Коменского, Ф. Фенелона, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо и других представителей европейского Просвещения, им была разработана система закрытых учебных заведений для каждого сословия, с широкой педагогической программой «развития тела и души».
В 1763 году Бецкой представил Екатерине II программный документ реформы образования. В докладе Бецкой изложил свои взгляды на методы воспитания. Доклад был одобрен и подписан Императрицей 12 (23) марта 1764 года.
Иван Бецкой о воспитании «новой породы людей»
В основе воспитательной системы Бецкого лежала задача воспитать «новую породу людей» — дворян и представителей других сословий, способных справедливо управлять государством.
По мнению автора проекта, «Корень всему злу и добру — воспитание». Основная роль в формировании личности ребенка принадлежит воспитателям, которые сами должны быть «добросовестными и примера достойными людьми», обучать без принуждения, с учётом склонностей ребёнка, не применять телесных наказаний.
Новый «Человек, чувствуя себя человеком, …не должен допускать поступать с собою как с животным»; «чтобы с изящным разумом изящнейшее ещё соединялося сердце»; «человек должен познать правила гражданской жизни».
Бецкому были близки взгляды английского педагога и философа Джона Локка (1632–1704) , на вопросы физического воспитания подрастающего поколения с учетом природного темперамента каждого учащегося.
Подобно франко-швейцарскому мыслителю эпохи Просвещения, Жан-Жаку Руссо; ( 1712–1778), призывавшему человечество к «возврату к природе», Бецкой «полагал надобность следовать по стопам натуры, не превозмогая и не переламывая её, но способствуя ей».
Бецкой не отрицал значения общего образования, «образования ума», однако, по его мнению, самым верным средством для достижения поставленной цели является «образование сердца», воспитание добродетелью.
«Украшенный или просвещённый науками разум не делает ещё доброго и прямого гражданина, но во многих случаях паче во вред бывает, если кто от самых нежных юности своей лет воспитан не в добродетелях».
Бецкой предлагает воспитателям учебных заведений «вселять в юношество страх Божий, утверждать сердце в похвальных склонностях, возбуждать в них охоту к трудолюбию, и чтобы страшились праздности; научить их пристойному поведению, учтивости, соболезнованию о бедных, несчастливых; обучать их домостроительству…, особливо же вкоренять в них… склонность к опрятности и чистоте».
Бецкой полагал, что для воспитания «новых людей» важно образовать в этом направлении сначала первое поколение, «новых отцов и матерей, которые бы детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить могли, какие получили они сами, и так следуя из родов в роды, в будущие веки».
Но воспитание не может достигнуть своей цели, если первые воспитываемые поколения не будут совершенно изолированы от старших, «погрязших в невежестве, рутине и пороках».
Также как Руссо, Бецкой считал, что «нет врождённых пороков и злодейств, но дурные примеры их внушают».
Между старым поколением и новым, по мысли Бецкого, надо создать искусственную преграду, дабы первое, лишилось возможности оказывать какое-либо влияние на второе.
Такой искусственной преградой должны были служить закрытые учебные заведения (интернаты), где, под руководством просвещённых наставников, дети и юноши выдерживались бы до тех пор, пока не окрепнет их сердце и не созреет ум, то есть до 18—20 лет.
Императорское воспитательное общество благородных девиц
Одним из таких учебных заведений становится основанный по инициативе И.И.Бецкого Смольный институт благородных девиц, учрежденный в соответствии с указом, подписанным Екатериной II (5) 16 мая 1764 года.
Смольный институт явился первым в России привилегированным женским средним общеобразовательным учебным заведением закрытого типа для дочерей потомственных дворян и первым в Европе государственным женским учебным заведением.
Институт располагался при Воскресенском Смольном женском монастыре (с 1809 года — в новом здании, построенном по проекту архитектора Джакомо Кваренги) и имел название «Императорское воспитательное общество благородных девиц».
Это общество, как говорилось в указе, было создано для того, чтобы «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».
Екатерина, будучи поклонница прогрессивных идей Монтеня, Локка и Фенелона, желала учредить учебное заведение наподобие Сен-Сирского института под Парижем, созданного с целью воспитания благородных девиц-сирот, либо дочерей обедневших дворян, которые не могли дать дочерям достойного образования.
В Смольном институте около 200 юных дворянок в возрасте от 6 до 18 лет получали всестороннее образование.
Авторство устава института принадлежит И.И.Бецкому. Сенату было поручено напечатать и разослать устав этого заведения по всем губерниям, провинциям и городам, «чтобы каждый из дворян мог, если пожелает, поручить дочерей своих в младенческих годах сему учрежденному воспитанию».
Согласно уставу дети должны были поступать в заведение не старше шестилетнего возраста и оставаться там до окончания обучения, которое продолжалось 12 лет и делилось на 4 возраста по 3 года каждый.
С родителей бралась расписка в том, что они не будут требовать детей назад ни под каким предлогом до истечения этого срока.
Императрица полагала, что, девочки, на долгий срок лишенные общения с «невежественной средой», получат в Смольном институте классическое образование и воспитание, и, вернувшись домой, смогут способствовать смягчению нравов и создать «новую породу людей».
В учебную программу входили предметы — Закон Божий, французский язык, арифметика, рисование, история, география, словесность. Кроме того, девицы обучались танцам, музыке, светским манерам, рукоделию и домоводству.
Главное внимание было обращено на нравственное воспитание.
Смолянки носили форму — платья определённого цвета: в младшем возрасте — кофейного, во втором — синего, в третьем — голубого и в старшем возрасте — белого.
Воспитанницы жили в спартанских условиях: температура в помещениях не превышала 16 °С, матрацы были жёсткими, одеяла — тонкими.
Кормили скудно: на завтрак давали бутерброд с маслом и сыром и кашу, на обед — жидкий суп, кусочек мяса и пирожок, на ужин — булочку и чай. В постные дни мясо заменяла рыба.
Встречи с родственниками дозволялись лишь с разрешения императрицы и проводились под присмотром классной дамы.
В 1765 году при институте, учреждённом первоначально как закрытое привилегированное учебное заведение для дочерей дворянской знати, открылось Мещанское училище для девиц недворянских сословий (кроме крепостных крестьян), где воспитанницы получали общеобразовательную подготовку и обучались домоводству.
На выпускном публичном экзамене смолянок обычно присутствовал император и члены его семьи. Первый выпуск из института благородных девиц, а также мещанского училища, состоялся 30 апреля (11 мая) 1776 года. По окончании института лучшие выпускницы получали «шифр» — золотой вензель в виде инициала императрицы Екатерины II, который носили на белом банте с золотыми полосками; в первом выпуске «шифр» получили восемь лучших воспитанниц. Лучшие воспитанницы становились фрейлинами двора.
«Третий чин людей»
Все педагогические планы Бецкого и уставы созданных им заведений собраны в отдельном издании: «Учреждения и Уставы, касающиеся до воспитания в России обоего пола юношества» (СПб, 1774) .
Бецкой сожалел, что в России только «два чина установлены: дворяне и крестьяне», а купцы, мещане, ремесленники и связанные с этими званиями отрасли в государственной жизни значения не имели.
«В чужих государствах, — рассуждал Бецкой, — третий чин народа, заведённый уже за несколько веков, продолжается из рода в род: но как здесь (в России) сей чин ещё не находится, то мнится, в оном и нужда состоит…».
Целью Бецкого становится воспитание в России образованного третьего сословия, «третьего чина людей».
Открытие таких учебных заведений, как Воспитательные дома, Мещанские училища при Шляхетном корпусе и при Академии художеств, помимо своих прямых и непосредственных задач — воспитывать и давать образование детям низших классов, — имело целью работу по формированию «третьего чина людей».
«Прямое намерение нового учреждения (Воспитательного дома) — произвести людей, способных служить отечеству делами рук своих в различных искусствах и ремёслах».
Некоторые учебные заведения, которые основал, или содействовал открытию которых Иван Иванович Бецкой:
Воспитательное училище для мальчиков при Академии художеств (1764) и Академии наук (1765).
Институт благородных девиц (Смольный институт) при Воскресенском монастыре (1764) и в Санкт-Петербурге (1770) с госпиталем для рожениц.
Отделение для девочек-мещанок при Смольном институте(1765).
Императорский воспитательный дом в Москве (1764) и его отделение в Петербурге (1770).
Сухопутный шляхетский кадетский корпус, для которого шеф корпуса Бецкой составил устав на новых началах (1765).
Воспитательное коммерческое училище для купеческих детей (1772), учреждённое по плану Бецкого и на средства Прокопия Демидова.
В 1768 году Екатерина II произвела Бецкого в чин действительного тайного советника.
В качестве директора Канцелярии строений Бецкой много способствовал украшению Петербурга казёнными постройками и сооружениями. Самыми крупными памятниками этой стороны его деятельности остались монумент Петру Великому, гранитная набережная Невы и каналов и решётка Летнего сада.
В 1773 году Сенат в торжественном заседании поднес Бецкому выбитую в его честь, согласно Высочайшей воли, за учреждение на свои средства стипендий в 1772 году, большую золотую медаль, с надписью: «За любовь к Отечеству. От Сената 20 ноября 1772 года».
С усилением дворянской реакции после восстания Пугачёва 1773—1775 годов, начавшегося с бунта яицких казаков и переросшего в полномасштабную войну казаков, крестьян и народов Урала и Поволжья с правительством императрицы Екатерины II, воззрения Бецкого показались императрице слишком либеральными, и Бецкой был отстранён от руководства просветительными учреждениями.
________________
До конца своих дней Бецкой являлся куратором Смольного института, Президентом Императорской Академии художеств.
Российский просветитель, Кавалер орденов: Святого Александра Невского, Святого апостола Андрея Первозванного, Святого Владимира.
Иван Иванович Бецкой скончался в 1795 году на 91 году жизни. Погребен в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. На надгробном памятнике Бецкому помещены медальоны с изображением медали «За любовь к Отечеству» и надпись:
«Что заслужил в своих полезных днях
Да будет памятник и в поздних то веках».
Г. Р. Державин. На кончину благотворителя
Луч милости был, Бецкой, ты!
Кто в бранях крови лил потоки;
Кто грады в прах преображал –
Ты милосердья полн, любови,
Спасал, хранил, учил, писал;
Кто блеск метал – ты устранялся;
Кто богател – ты ущедрялся;
Кто расточал – ты жизнь берег;
Кто для себя – ты жил для всех.
1795.
В 1868 году во дворе Петербургского Воспитательного дома был установлен бюст Бецкого (1868, увеличенная копия скульптора А. П. Лаврецкого с оригинала Я. И. Земельгака, 1803; наб. р. Мойки, 52).
Бронзовая фигура Бецкого помещена на памятниках: императрице Екатерине II в Петербурге и Царском Селе, на фризе памятника «Тысячелетие России».
Частично сохранился Дом Бецкого, расположенный в Санкт-Петербурге по адресу Дворцовая наб., 2.
Школьная реформа
Школьная реформа Екатерины Великой проходила уже без участия Бецкого.
К работе по проведению школьной реформы 1782—1786 гг. Екатерина привлекла известного сербского педагога Ф. И. Янкович де Мириево.
В 1786 году был утвержден Устав народных училищ. В каждом городе учреждались главные народные училища с четырьмя классами, а в уездных городах — малые народные училища с двумя классами. Было введено предметное преподавание, единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система; разрабатывались методики преподавания, единые учебные планы.
В главных народных училищах изучали латынь, русский язык, иностранный язык, географию, русскую и всеобщую историю, геометрию, естествознание.
Школьная реформа 1780-х годов была первой попыткой создать государственную систему народного образования.
О проведённых императрицей преобразованиях в области просвещения и обучения пишет историк литературы Александр Архангельский (1854-1926) в книге «Императрица Екатерина II в истории русской литературы и образования» Казань. 1897 :
«Ранее других (в 1764 году) открывается первое женское учебное заведение, – Общество благородных девиц при Воскресенском монастыре, называемом Смольным, в Петербурге… Вслед за открытием училища для дворянских дочерей, в начале 1765 г. здесь же было учреждено особое училище, так наз. Мещанское отделение, на 240 учениц для воспитания дочерей чиновников, купцов, мещан. <…> 7 сентября 1782 года
императрицей Екатериной учреждается Комиссия о народных училищах… Результатом деятельности Комиссии было возникновение через несколько лет целой сети „нижних“, „средних“ и „вышних“ („главных“) народных училищ. <…> …Учреждённыя Императрицею 316-ть народных училищ были первой серьёзной мерой в деле просвещения низшей массы народа; только с этого момента начинается у нас в строгом смысле история народнаго образования».
Русская императрица Екатерина II вошла в историю как "просвещенная монархиня".
____________
К концу XVIII века в Российской империи насчитывалось 550 учебных заведений с 60—70 тыс. учеников. Средний уровень грамотности в России достиг 2-6% среди женщин и 4-8% среди мужчин.
Российские образовательные учреждения эпохи Просвещения являлись для учащихся школами прочных знаний и хороших манер, позволившими выпускникам – специалистам различных отраслей знаний, соответствовать все возрастающим требованиям времени.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.