Композиция. Многословие - Цитаты. Ссылка

Наталия Черн: литературный дневник

КОМПОЗИЦИЯ - http://www.proza.ru/2012/09/21/17 (Анатолий Шуклецов) Выдержки:


*** // Одной бесполезной полуфигуры достаточно, чтобы испортить всю композицию картины. Жан Энгр. // Никогда не следует насильственно втискивать в прозу и очень удачные наблюдения. Когда понадобится, они сами войдут в неё и станут на место. Писатель часто бывает удивлён, когда напрочь позабытый случай или подробность всплывают в памяти в нужный момент. Константин Паустовский.// ***


***// Художник обнаруживает себя в ограничении, то есть отбросе лишнего, и возможном сокращении в пользу силы как выражений, так и самого произведения. Иоганн Гёте. // Знавший цену каждой поэтической находке Пушкин, как известно, исключил немало прекрасных строф из «Евгения Онегина». Сжимал и другие произведения. Его проза написана рукой, вычеркнувшей не один лишний абзац. Лев Толстой, умея видеть целое эпопей, убрал из «Войны и мира» столько сцен, эпизодов, картин, что вместе с черновиками они составили том в семьдесят печатных листов. Причём многие имеют неоспоримую художественную ценность. // Всё хорошо на своём месте, и надо уметь выбросить из своего произведения, когда оно закончено, то, что порою больше всего нам нравится. Гюстав Флобер. //***


*** // Боюсь, я не стал ещё тем беспощадным мастером, который, не дрогнув, убирает прекрасные, но не к месту написанные куски. Я могу вычеркнуть почти безупречный и вполне уместный текст. Но до настоящей точности мне, как ты говоришь, ещё плыть и плыть. Скотт Фицджеральд. // Для живой, гармонической правды целого нельзя не жертвовать деталями. Кто не понимает этого, тот не способен сделать картину. Я долго работал над второстепенной фигурой, а потом осознал, что она лишняя, отвлекает внимание зрителей от главного. Не пожалев затраченных усилий, я убрал в картине «Не ждали» фигуру старика, входящего слева с балкона. Илья Репин. //***


*** // Для нашей работы необходимы два условия: неустанная выдержка и готовность выбросить за борт то, на что ты потратил так много времени и труда. Альберт Эйнштейн. // В искусстве, так же как и в науке, надо знать, чем можно пренебречь. Исаак Померанчук. ***


***…«compositio» (латинское) – сочинение, составление. Художник отбирает и размещает действующие лица и предметы в своей работе, продумывает тональное и цветовое решения. Умело построенная композиция полно выражает мысль художника, помогает зрителю понять художественное произведение. Строгая согласованность всех частей – необходимое качество любой живописной или графической работы. //***


***// Заведи привычку всматриваться в постройку сочинения. Какие части непомерно длинны в отношении к другим? Где писатель изменил самому себе, не выдержав собственного принятого тона? Почему вторая половина книги отработана меньше первой? В ней заметны пропуски, главные обстоятельства сжаты и сокращены, неважные и побочные выпячены. Не столько выступает внутренний дух всего сочинения, сколько лезет в глаза пестрота частей и лоскутность его. Николай Гоголь. //***


***// Я очень красоту композиции любил. И в картинах старых мастеров больше всего её чувствовал. Потом начал и в природе всюду видеть. Василий Суриков. // Композицию картины «Город строят» я взял с этюда большого пня, целиком заросшего опятами. Разнообразие и закономерность, с какой были разбросаны светлые пятна грибов по мшистой коре, послужили основой для расположения белых рубах строителей, придав всей сцене впечатление древности и вместе с тем убедительности. Николай Рерих. // Композицию создаёт природа, мне незачем создавать её заново. Огюст Роден. // От искусства прежде всего требуется убедительность. Для чего художнику нужно понять наилучшую композицию, увидеть красиво. Именно так чётко и строительно, как бывает в природе, когда самые разнообразные элементы сочетаются в полном согласии. Всегда удивляет, как при неожиданности форм кристаллы в друзе образуют стройное, убедительное целое. Ни приставить, ни отнять, не передвинуть части, – неразлагаемое тело, законченное художественное творчество! Николай Рерих. ***


*** // Чтобы верно нащупать главные узлы произведения и найти соразмерность частей, Иван Тургенев применял такой приём. Излагал его содержание на двух-трёх страницах коротко и просто, как для детей. После этого приступал писать. //***


***// Писатель, полюбивший совершенство классических архитектурных форм, не допустит в своей прозе тяжеловесной и неуклюжей композиции. Будет добиваться соразмерности частей и строгости словесного рисунка. Он будет избегать обилия разжижающих прозу украшений, так называемого орнаментального стиля. Константин Паустовский. // Пишу мелко, чтобы видеть конструкции задуманного в большом абзаце одним взглядом. Леонид Леонов. // ***


***// Чем отчётливее делится содержание на составляющие части, чем целостнее оные и яснее переход от одной к другой, тем легче понимается и прочнее запоминается содержание. Аркадий Мильчин. // Это всё равно, что ткать. Тут требуется полное внимание, чтобы не перепутать нити. Нужно ухитряться следить за несколькими вещами сразу. Ван Гог. // Есть два главных секрета в искусстве композиции. Во-первых, философия переходов и связей, или искусство, с помощью которого один шаг в развитии мысли следует за другим. Любая стройная и ясная композиция зависит от связей. Во-вторых, способ, каким строятся предложения, чтобы одно определяло другое. Потому что самое сильное и прекрасное звучание текст получает от эха, которое в своём стремительном движении создают предложения, отражаясь одно от другого. Томас Куинсли.***


**// Основное свойство гения – это способность приводить в порядок, создавать композицию, сочетать отношения, видеть их наипаче шире и точней. Во всяком предмете первое, что надо схватить, дабы передать в рисунке, – это контраст основных линий. Сначала нужно решать целое и лишь потом разрабатывать частности, подчиняя их общему. Прекрасно нарисованная часть лица не выразит ничего, если поставлена не на место. Эжен Делакруа. // Когда рисуешь глаз, смотри на ухо! Мастерства в твоей картине много, но, как говорят художники, поштучно. Павел Чистяков. // Чтобы видеть, надо смотреть как бы мимо натуры и вместе с тем удерживать всю её в поле зрения. Валентин Серов. // Скульптор должен до конца удерживать в памяти общую идею ансамбля, иначе ему не удастся детализировать её. Огюст Роден. // Надо прежде увериться, что вещь построена, что здание прочно стоит на крепком фундаменте, а уж потом переходить к отдельным частностям и к шлифовке языка и стиля. Клавдия Рождественская. // По-моему, написав рассказ, следует вычеркнуть его начало и конец. Тут мы, беллетристы, больше всего врём. Антон Чехов.// Если в целом не всё удалось, как целое оно неудачно, то, как ни хороши отдельные фрагменты, совершенства ты не достиг. Иоганн Гёте. //***


***Красота – это когда нет ничего лишнего. Сочинять не так уж трудно, труднее всего зачёркивать лишние ноты. Иоганн Брамс. // Знаете, как нужно писать, чтобы вышла хорошая повесть? В ней, как на военном корабле, не должно быть ничего лишнего. Антон Чехов. // Как создать гениальную скульптуру? Нужно просто взять глыбу мрамора и отсечь от неё всё лишнее. Микеланджело. // ***


***// Писать не так уж трудно, тяжело убирать лишнее. Эта уборка связана с чувством жалости. Вчера я выбросил две сцены. Они абсолютно не нужны, но мне жаль их. Значит, я ещё не мастер. Жюль Верн. // Лишнее само по себе может быть и хорошо, но когда вещь может жить без него, оно вычёркивается беспощадно. Операция удаления болезненна, однако необходима. Всё лишнее надо выкинуть. Евгений Замятин. // Нагромождает подмастерье, приводит в порядок мастер. Виктор Гюго. // Я вынужден слишком многое приносить в жертву, чтобы добиться общей гармонии. Какой это труд! Надо чтобы каждое пятно, цвет, линия выражали вместе общее настроение сюжета и согласовались бы и характеризовали всякого субъекта в картине. Пришлось пожертвовать очень многим. Конечно, я не тронул главного. Илья Репин. //***


***// У меня – слова, у тебя – цвета. Композиция присуща всему. Расул Рза. //
***// При всех превосходных качествах Альфонса Доде, вот в чём маленький недостаток его произведений. Ничем не умеет пожертвовать, не может решиться выбросить ничего. Хочет использовать всё, что видел, чувствовал, испытал в жизни, даже если оно с трудом укладывается в рукопись. Эдмон Гонкур.


***// Вот, между прочим, причины медленности. Всего более затрудняла меня архитектоника, сведение всей массы лиц и сцен в стройное целое. Невидимый, но громадный труд, какого требует построение целого здания романа. Одна только архитектоника способна поглотить все умственные силы писателя, хотя у него много и других забот. Соображать, обдумывать участие и роль лиц в главной задаче, отношение их друг к другу, постановку и ход событий, с неусыпным контролем и критикой относительно верности или неверности, недостатков, излишества и так далее. Иван Гончаров. // Мы учёные – люди точной науки. Но и вы разве не рассчитываете точно своё произведение, как архитектор рассчитывает дом, прежде чем построить его? В литературе тоже точный расчёт. Александр Ферсман. // Василий Суриков сравнивал законы композиции с законами математики. Лев Толстой гордился архитектурой своих романов, восклицая: «Там такая архитектоника!..» // Поймут ли когда-нибудь, сколько сложных комбинаций потребовала от меня эта книга? Гюстав Флобер про свой роман «Госпожа Бовари». // Здание может стать и быть прекрасным и без украшений благодаря одним своим пропорциям. Иоганн Винкельман. // …в «Анне Карениной» своды сведены так, что нельзя и заметить, где замок. Связь постройки сделана не на фабуле и не на отношениях (знакомстве) лиц, а на внутренней связи. Лев Толстой. ***



МНОГОСЛОВИЕ - тот же автор (Анатолий Шуклецов), собрание цитат и высказываний - http://www.proza.ru/2010/11/08/69


***// Из всех усилий самое трудное – это воздержание языка. Оно же и самое нужное. Лев Толстой. // Тебя великим может сделать слово, а многословье – превратить в смешного. Юсуф Баласагунский. // Как бы хорошо ты ни говорил, если ты говоришь слишком много, то в конце концов станешь говорить глупости. Александр Дюма. // ***


// Словоохотливость – один из признаков ограниченности. Жан Лабрюйер. // Великим умам свойственно многое выражать в немногих словах; люди ограниченные, напротив, обладают способностью много говорить и ничего не сказать. Франсуа Ларошфуко. // Посредственность растягивает на целые томы свои скучные россказни. Виссарион Белинский. // Многоречие свойственно человеческому скудоумию. Все те речи и письма, в которых больше слов, нежели мыслей, показывают человека тупого. Александр Сумароков. // Где много слов, там мало мыслей. Во многословии не без пустословия. Русские пословицы. // Кто много говорит, тот говорит много глупостей. Пьер Корнель. //


// Мы чересчур многословны. Нашим произведениям свойственна растянутость. Не вычёркиваем эпизоды, что вошли в роман в процессе писания, а после оказались для сюжета ненужными, повторяют ранее сказанное. Действующие лица неимоверно болтливы. Вместо одной меткой фразы говорят десятки реплик, тормозя диалогами действие. Автор зачастую не сразу переходит от одной сцены, эпизода к следующим, а строит ненужные переходы из связующих фраз, с излишней подробностью объясняя действия героев произведения. Так засорит свою прозу, что сокращай абзацами. Александр Фадеев. //


// Вы многословны. Зачем вам это надо? Ведь есть пушкинская проза. Ничего лишнего, каждое слово на месте. Это ли не образец? Михаил Зощенко. // Недостаток большинства книг – чрезмерная длина. Мы были бы кратки, если бы разум говорил за нас. Франсуа Вольтер.


// Разговорность пожрала художественность. Юрий Казарин. // Рассказал, словно размазал. Лучше скажи мало, но хорошо. Русские пословицы. // Из всех видов болтовни, несомненно, самый ужасный – болтовня литературная. Михаил Салтыков-Щедрин. //


// В редакционной практике есть термин «горизонтальная правка» – удаление из текста лишних слов и оборотов, не влекущее за собой разрушения синтаксических конструкций. Горизонтальным движением пера вычёркивается лишнее. // В литературе, как и в жизни, нужно помнить одно правило, что человек будет тысячу раз раскаиваться в том, что говорил много, но никогда, что мало. Алексей Писемский. // Тут лучше слов не добрать, чем перебрать. Татьяна Чехова. // Полезнее камень наобум бросить, чем слово пустое. Пифагор. // Если хотите высказывать серьёзные мысли, отучитесь сперва болтать вздор. Люк Вовенарг. //


// Если писатель или оратор подбирает несколько прилагательных к одному существительному, если он часто поясняет отдельные слова дополнительными предложениями или ставит рядом несколько синонимов без постепенного усиления мысли, – это плохие признаки. П. Сергеич. //


// Причины многословия следующие: неясность мышления, ведущая к повторениям и неожиданным отклонениям; недостаточный словарный запас, вызывающий обращение ко многим словам в тщетных потугах найти одно настоящее; пустословие из-за отсутствия мыслей; склонность к самолюбованию, толкающая на длинные выспренние речи, и чрезмерная обстоятельность вместо надлежащего отбора материала. П. Сопер. // …многословность не гарантирует многослойности. Говорить и мыслить – две различные вещи. Многоречивость и рассудительность редко уживаются вместе. // Говорить не думая – всё равно, что стрелять не целясь. Мигель Сервантес.***


/ …быть кратким в многословии и плодовитым в краткости. Виссарион Белинский. // Сила аргументов не в числе, а в весомости. Крупицы знания ценятся не размерами, а твёрдой точностью и полезной нужностью. Павел Таранов. // Чтобы мысли были прекрасны, они не должны быть растворены в большом количестве слов. Клод Гельвеций. //
// Если человеку есть о чём сказать, не стоит утомлять собеседника или читателя кухней своих рассуждений, достаточно сказать самую суть, но сказать хорошо. Георгий Адамович. // Никогда не бываешь многословным, если говоришь именно то, что хочешь сказать. Эжен Делакруа.//


// Преодолеть многословие – всё равно, что произвести прополку сада, где полезные растения не отличить от сорняков. П. Сопер. // Лев Толстой говорил, что лучший вид правки – это сокращение. Юрий Нагибин. //


// Бессмысленное, ненужное повторение слов вызывает у читателя впечатление скуки и затягивает развитие действия в рассказе. Максим Горький. // Читая корректуру, вычёркивайте, где можно, определения существительных и глаголов. У вас так много определений, что утомляете читателя. Понятно, когда я пишу: «человек сел на траву», это ясно и не задерживает внимания. Неудобопонятно, когда: «высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородкой сел на зелёную, уже измятую пешеходами траву, сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь». Это не сразу укладывается в мозгу, а беллетристика должна укладываться в секунду. Антон Чехов – молодому Горькому. // Того, кто пользуется словами несдержанно и бессвязно, либо не заметят, либо не поймут. Джон Локк.//


***// …более чем сомневаюсь в необходимости предисловия. Я бы сократил его на пять шестых теперешнего объёма. Оказываешь себе дурную услугу, берясь за перо, чтобы объяснить вышедшее из-под пера. Книга должна говорить за себя сама и выражать все задачи и цели, которые в ней содержатся. Если она не удовлетворяет этим требованиям, это не без основания считается недостатком. Чарльз Диккенс. // Не люблю длинных предисловий и послесловий не люблю. Люблю то, что написано между ними. Евгений Рейн. // Не будем удлинять плохое, как говорили древние. Авторов так тянет к послесловиям. Как на вокзале, когда все слова отъезжающему сказаны, казалось бы, обо всём переговорено. Но вот поезд трогается, и провожающие бегут за вагоном, выкрикивая последние советы, пожелания, напутствия. // Люди запутываются в массе лишних слов. Максим Горький.//


// Должно бы сказать: рано поутру – а они пишут: «Едва первые лучи восходящего солнца озарили восточные края лазурного неба…» – ах, как всё это ново и свежо, разве оно лучше потому только, что длиннее. Александр Пушкин. // …у неё недержание речи, заговорила меня до полного бесчувствия. Напыщенный и претенциозный стиль её творений с бесконечными повторами, своего рода заиканием на письме, с мыслями столь же короткими, как и волосы, остриженные ёжиком на гермафродитном черепе. Всегда может двумя абзацами выразить любую фразу. Жан-Поль Креспель. //


// Я называю беспрерывным стиль, который сам по себе не имеет конца, если не исчерпан предмет, о котором речь. Он неприятен по своей незаконченности, потому что всякий желает видеть конец. Стилем же периодическим называется стиль, составленный из периодов. Я называю периодом фразу, которая сама по себе имеет начало и конец, размеры её легко обозримы. Такой стиль приятен и понятен, как противоположность речи незаконченной. Слушателю всегда кажется, что он что-то схватывает, и что-то для него закончилось. Понятна периодическая речь, она легко запоминается. Аристотель. //








Другие статьи в литературном дневнике: