Кое-что из литературной кухни - о повторах и проч.

Наталия Черн: литературный дневник

У меня Ворд с утра что-то стопорит, а я уже скопировала интересную информацию (Дискуссионный клуб Прозы) - и куда скинуть. Вспомнила, что есть Литдневник. Значит, сюда.


http://www.proza.ru/2012/04/26/245 "БК. Повторы, многосоюзие, замедление действия"
===***Идеи могут быть любыми – от каких-нибудь мелких авторских фишек до сюжетов и персонажей. Что угодно, лишь бы это будило фантазию и желание поскорее сесть за стол и ввернуть что-нибудь эдакое в свой неоконченный текст.
В качестве разгона, предлагаю несколько наблюдений по поводу стилистических особенностей текстов братьев Стругацких. Как раз сейчас перечитываю "Обитаемый остров", и вот что отметил:
1. Повтор.
Стругацкие не только не боялись повторять одно и то же слово в рамках предложения или абзаца – они настолько часто использовали повтор, что это стало отличительной чертой их стиля. Повтор у Стругацких выполняет обычно одну из двух функций: либо усиливает качественную характеристику описываемого, либо придает большую естественность внутренним монологам, имитируя сумбурность и репетитативность мысли.
Например:
"У грузовика были отвратительные амортизаторы, и это очень чувствовалось на отвратительной булыжной мостовой" – повторение слова "отвратительный" усиливает ощущение тряски в грузовике.
"А с другой стороны - столица. Туда какого-всякого не пошлют, и раз уж посылают, то не отдыхать... Там, говорят, из Дворца Отцов все гвардейские плацы просматриваются, так что за каждым построением кто-нибудь из Отцов непременно наблюдает... то есть не то, что непременно, но нет-нет да и посмотрит" – повторяются слова "посылать" и "непременно", что усиливает достоверность несобственно-прямой речи.====****
=================


Ну вот такое интересненькое.))


Конечно, нечего тут радоваться и махнуть рукой на свою прозу - о, как здорово! повторы нужны, оказывается!..
Повтор - повтору рознь. Это понятно. Одно дело, когда ты ляпаешь повторы случайно (что в ухе что-то звучит (то есть в голове), как эхо) - и другое, с умыслом, что-то усилить, подчеркнуть, обратить внимание.
Мне в одной рецензии заметили, что у меня много повторов. Глянула в текст - и да, куча!.. Кое-что попыталась убрать, заменить синонимами, а что-то ну никак не выдрать из текста - прилипло и всё. Вот такие казусы. Ну, или отсутствие грамотности и профессионализма. Все мы (почти все) из народа, из масс... Пришли и пишем, что Бог на душу положит. Потому и проза у нас странная. Иначе и не назовешь, как "опусом".
Как-то в интернете натолкнулась на одного автора (называлось Литдневник с Прозы). Я же любительница дневников, все мне дай в чужую душу заглянуть. Начала читать автора, потом и на Прозу перебралась - здесь его читала. И... поняла, что дневник дневнику рознь (вот, опять повтор!). Мне стало тошно от его скурпулезной перепечатки его дневниковых записей, как он там клянет государство, что не дают ему - журналисту и писателю - выразить себя в полной мере. Короче, одни стенания и жалобы, нытье и ругань. Брр. И еще раз БРР!..
Это я к чему? что даже профессионалы - порой бывают странными и занудными. Читаешь - и вроде всё грамотно, а челюсти от скуки сводит. Не то!..
Что сказать? да, все мы странные - и все мы индивидуальные. Среди художников - нет ни одного похожего, у каждого свой стиль, своя манера. Так и среди писателей - вроде язык один и тот же, и средства выражения одни. Но за каждым текстом - свой голос, своя душа. И это не подделать. И это - тоже странно.))
******
***
http://www.proza.ru/2012/04/25/451 БК. Излишки синтаксиса
Дискуссионный Клуб Прозы



Другие статьи в литературном дневнике: