Зачем мы читаем?
Задалась этим вопросом, поймав себя на любопытном моменте - хотя он очевиден для всех фанатичных читателей (а я к ним и отношусь) - мне не давало покоя, что я прочитала только 5 доступных глав одной книги. Было какое-то ощущение неудовлетворенности - ну какое там продолжение? как поведут себя герои?
Почему человеку надо знать продолжение истории и ЧЕМ ДЕЛО ЗАКОНЧИТСЯ? Откуда в нас такое нестерпимое любопытство?
Как пишет Лиза Крон (в книге "С первой фразы") – мозгу надо знать все эти варианты разных ситуаций – чтобы сложить в свою копилку ОПЫТА. Даже если этот опыт чужой. Но нам это НАДО. Чтобы знать, КАК там будет «ЕСЛИ…» Ну так, на всякий случай.
Отсюда – все эти истории и любопытство читателей узнать, КАК ТАМ БУДЕТ ДАЛЬШЕ.
Вот почему я так много читала в детстве и юности – потому что… хотелось узнать о жизни и людях, набраться опыта. Опыта ноль, ты ничего не знаешь, ничего не понимаешь – ни в людях, ни в этой жизни, ни что может там произойти впереди. И себя не знаешь, не понимаешь – ЧТО В ТЕБЕ ЕСТЬ. Отсюда – жадное поглощение книг. Сначала детских историй, потом классики.
О чем я жалела в 23 года (после неудачного замужества), читая Драйзера – Финансист (3 или 4 тома) – что я не читала этих книг раньше, не знала, что МУЖЧИНЫ БЫВАЮТ ТАКИМИ!.. этого знания мужской психологии мне и не хватило. А по телеку, в кино ничего такого не показывали. И читала я не те книги. Три мушкетера Дюма – мне не особо помогли. Или фантастика. Или детские истории. Даже книги Стивенсона. Некоторые только пугали и мешали – как История доктора Джекила и мистера Хайда – про раздвоение личности. Стала думать о себе – что это во мне, наверное, есть…
Романов о любви или детективов в продаже не было. Классика – это давно, прошлое. Ну чем мне мог помочь «Идиот» Достоевского – с Настасьей Филипповной или «Преступление и наказание»? или «Война и мир» Льва Николаевича Толстого? Ну чем?
А сейчас изобилие разных историй, на всех языках, в переводах – про секс, мужчин, любовь, дружбу, отношения, конфликты – и прочая-прочая…
И всё это – для того, чтобы НАБРАТЬСЯ ОПЫТА!.. Мозг просто ликует – сколько всего он может узнать, и сложить на полочку ОПЫТА (пусть и чужого, но есть уже варианты – как поступать в той или иной ситуации). И что главное ему надо - КОНФЛИКТЫ. Как выйти из конфликта, как его решить. И будет ли выход в том или ином конфликте. На том основаны и все истории - НА КОНФЛИКТАХ!
Без конфликта - книга будет серой и скучной. Про счастье и счастливую любовь - никому не интересно. Нужен конфликт, страсти-мордасти, преодоление препятствий, барьеров, хождение по краю...
В жизни мы хотим тишины и покоя - а вот в книгах нам подавай конфликты и страсти.))
==========
Вообще, любопытство считается "грехом". Типа, из-за своего неумеренного любопытства Ева сорвала яблоко и повелась на россказни соблазнителя-Змея.
Но как же быть с нашим любопытным Мозгом, который с самого нашего детства - старательно собирает нужную для нас информацию? Ведь не будь он любопытен по своей природе (или вложенной в него программе, задаче) - человек остался бы овощем или никогда бы не повзрослел, не смог бы и шага сделать - потому что ничему не научился. Учеба - это и есть наше любопытство. Мы учимся, потому что нам что-то интересно (или не учимся, потому нашему Мозгу лень шевелить извилинами и собирать информацию).
Любопытство - это, действительно, работа Мозга, его главная забота о нас - чтобы мы были готовы к каким-то неожиданным ситуациям на нашем жизненном пути, чтобы знали ЧТО делать, КАК поступить. Для того и поглощаем книги одну за другой - поглощаем эти истории. Мозг не спит, не ленится - если он собирает информацию и раскладывает её по полочкам.)) Так что, любопытство - не порок, а как раз очень полезная функция нашего мозга.
Другие статьи в литературном дневнике: