***

Наталия Черн: литературный дневник

Почему вымысел писать намного легче и проще, чем о реальных событиях, людях и чувствах?


Конечно, некоторым этот вопрос покажется абсурдным - ведь вымысел требует воображения, фантазии, надо постоянно что-то придумывать. Ну а что реальные события - вот они, что там было в твоей жизни или в жизни твоих родных и знакомых, садись и пиши, просто списывай да и всё.
Мне всегда казалось, что я не смогу писать вымысел - это удел авторов с богатым воображением, ну а у меня - какое там воображение? что я вообще могу придумать? ОДин раз села написать что-то фантастическое, про экипаж косм.корабля - и застряла на первом же эпизоде. Другое дело - проза жизни. Всё ясно и понятно, не надо ничего придумывать и высасывать из пальца. Многие писатели "уходили в люди", чтобы набраться жизненного опыта, увидеть людей, настоящую жизнь - чтобы потом эту самую жизнь описывать.
Так я думала, пока не столкнулась с тем самым "вымыслом" нос к носу - то есть, в своем творчестве. Конечно, в юности я зачитывалась и фантастикой, и художественной литературой (а ведь вся классика - это вымышленные герои. Александр Дюма, Стендаль, Флобер, Достоевский - они придумывали своих героев, диалоги, поступки и проч.)
Получилось так, что хотя я писала о реальных событиях (роман) - но нужно было как-то раскрыть героиню, а значит, войти в ее "шкуру", описать ее чувства и мысли. Вот с этого всё и началось. О каком-то периоде жизни героев я вообще ничего не знала - надо было домысливать. И тут-то откуда что взялось - появились еще и другие персонажи, и появился даже какой-то другой их мир, их жизни. Они САМИ говорили и действовали, не надо было ничего придумывать. И это была не моя фантазия и даже не мой вымысел - они просто САМИ болтали без умолку, сами проявляли свой характер, качества своей натуры, действовали как им заблагорассудится. Если у меня и был какой-то план - они его разбили в пух и прах и... шли своим путем.
Я по-прежнему считала, что у меня нет никакого воображения, просто - с героями вот такое происходит. Не раз вспоминались слова Пушкина, Льва Толстого и Константина Паустовского - что когда герои оживают, они идут против воли автора и остановить их просто невозможно. А если остановишь и запрешь в железную клетку - они станут неживыми и картонными.
Конечно, при таком раскладе - сюжет может уйти в неизвестные дали и всё повернется не так, как тебе хотелось.


Какой вывод - вымысел это какая-то неизведанная река со своим течением и своими берегами. И не надо ничего придумывать - успевай записывать, что там появляется, что говорят, что делают.
Порой меня удивляет фантазия авторов, пишущих фэнтези про орков, драконов, эльфов. У них там и сюжет, и действие, и всё так гармонично. А может, они просто списывают с других миров?




Другие статьи в литературном дневнике: