***
черновики ( О Высоцком)
В капле - океан, известно, как в душе поэта - много душ других.
Бесконечно большое находится в малом, словно весь народ в своём поэте.
Спичка должна сгореть - « умереть», когда нужно зажечь пламя, уж не так ли спалил себя Высоцкий?
И как он сумел своей страстью впечатать свои глаза в звёзды?
И не позволил обескровить смысл своей судьбы заботой о деньгах, да и остался не замазан взяткой палачам.
Не прятал сокровищ своей души - щедро оставил в наследство их нам навсегда, хотя они «режут в кровь свои босые души».
Тем более в смерти он всё - таки зрил передачу смысла накопленной глубины понимания своего отрезка жизни другим, чтобы, может, они найдут в ней какое - то своё солнце?
Его гитара приковала не только звёзды в вышине, но и наши души, ведь как дрожит она, когда его ритм сердца в голосе с хрипотцой разрывает немую тишину.
А гордый перебор гитары семиструнной выворачивает наизнанку вечную нашу грусть о бессилии перед смертью.
И дерзкие аккорды жгут сердце знойной болью.
Как бесстрашно чеканил золотой монетой смысла он слова свои.
И пальцы мастера порой отчаянно обрывали струны у души.
Какую чистоту мысли живой отдал нам:
-Из пены уходящего потока
На сушу тихо выбралась Любовь.
-Если не любил — Значит, и не жил, и не дышал!
И щедро поделился снами размышлениями:!
- Настоящих буйных мало — вот и нету вожаков.
-Зачем мне быть душою общества, когда души в нем вовсе нет!
- Так многие сидят в веках на берегах — и наблюдают внимательно и зорко, как другие рядом на камнях хребты и головы ломают. Они сочувствуют слегка погибшим — но издалека.
- Возвращаются все — кроме лучших друзей, кроме самых любимых и преданных женщин. Возвращаются все — кроме тех, кто нужней.
- Я признаюсь вам, как на духу - такова вся спортивная жизнь: лишь мгновение ты наверху и стремительно падаешь вниз.
Многогранность и внутреннее богатство воплощалось во многих лицах у поэта, который явно и в себе ощущал два человек, что было ощущением трагической своей сущности:
Во мне два Я – два полюса планеты,
Два разных человека, два врага:
Когда один стремится на балеты –
Другой стремится прямо на бега.
Раздвоенность, внутреннюю свою противоречивость Высоцкий ощущал всегда. А может, это помогало ему в профессии актёра?
Эти идеи связи личности и ролей он воплотил
в 1970 году в «Масках»:
а кто – уже не в силах отличить
свое лицо от непременной маски.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
что, если маски сброшены, а там –
все те же полумаски-полулица?!
Пожалуй, самой впечатляющей стороной творчества Высоцкого является его собственная судьба, жизнь, личность.
Такое впечатление , что он сам был сценаристом своей жизни.
Не сам ли он написал себе такую драму, где разыграл карту своей жизни в трагических оттенках?
Есть немало идей, которые указывают, что велика роль личности в управлении своей судьбой, тем более все закономерности находятся внутри нас, так мне думается.
Конечно, мы не можем быть полностью свободны, тем более выстроить жизнь только сознательно:
Вдоль дороги все не так,
А в конце – подавно.
--------
А в конце дороги той –
Плаха с топорами.
_____
Волк не может нарушить традиций, –
Видно, в детстве – слепые щенки –
Мы, волчата, сосали волчицу
И всосали: нельзя за флажки!
Как он был силён , но как сильны были слабости его!
----
Я не люблю фатального исхода,
Я не люблю уверенности сытой, –
Уж лучше пусть откажут тормоза.
----
И может, потому так отказывали порой эти тормоза?
А как «Попытке самоубийства» схлестнулись в поединке
жизнь ( пульсирующая артерия) и смерть (пистолет):
----
В виске еще не пущенная кровь
Пульсировала, то есть возражала.
А как жажда воли вылетела у него в этих строчках из «Охоты на волков»:
Я из повиновения вышел –
За флажки – жажда жизни сильней!
Он уже устал от этих флажков - запретов
Пронзают горькие строки:
----
Чтобы жизнь улыбалась волкам – не слыхал, –
Зря мы любим ее, однолюбы.
Вот у смерти – красивый широкий оскал
И здоровые, крепкие зубы.
Тема смерти – одна из главных в творчестве поэта.
Её можно увидеть и в образах смертей его героев, но и вы обыгранной интерпретации собственной Эту тему он прокручивает с разных позиций и сторон:.
Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому краю
----
Чую, с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю!
----
Хоть мгновенье еще постою на краю…
Он, как мне видится, как -то остро, с « гибельным восторгом», «упоением», слишком мистически смотрел на стремление к ранней смерти, хотя, может быть, его гвоздило предчувствие, кто знает?
----
Я когда-то умру – мы когда-то всегда умираем, –
Как бы так угадать, чтоб не сам – чтобы в спину ножом…
-----
Кто кончил жизнь трагически, тот – истинный поэт,
А если в точный срок, так – в полной мере…
----
С меня при цифре 37 в момент слетает хмель, –
Вот и сейчас – как холодом подуло:
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль
И Маяковский лег виском на дуло.
----
Срок жизни увеличился – и, может быть, концы
Поэтов отодвинулись на время!
----
…все же конец мой еще не конец:
конец – это чье-то начало.
----
Но мне хочется верить, что это не так,
Что сжигать корабли скоро выйдет из моды
Я, конечно, вернусь – весь в друзьях и в делах, –
Я, конечно, спою,
Я, конечно, спою – не пройдет и полгода.
И вот эти строчки ( автора не помню, но, увы, они не мои)
ему в подарок :
Он любовью горел, ею жил до конца,
Сердце билось такое большое,
Видно было ему суждено от Творца,
Жизнь прожить, где вместилось бы трое.
Никогда не уйдет он из наших умов,
Сохраним его исповедь свято,
Не найти мне сейчас тех отчаянных слов,
Чтобы в сердце не била утрата.
Другие статьи в литературном дневнике: