***

Людмила Михайлова2: литературный дневник

"Женка моя прелесть не по одной наружности", - пишет Пушкин Плетневу через несколько дней после свадьбы.


Озорные слова его из письма к Плетневу: "Ах, душа, какую женку я себе завел!"


Страстные признания, которые порой вырываются у него: "Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете - а душу твою люблю я еще более твоего лица".


Женка моя". "Не можешь вообразить, какая тоска без тебя!" "Кроме тебя в жизни моей утешения нет".


Любовь Пушкина к жене - не только в этих прямых признаниях. Она в каждом слове, в каждой шутке - искренняя мужская нежность, забота сильного о слабом.


Он учит Натали тому, что было в высшей степени свойственно ему одному: достоинству, гордости: "Кокетничать я тебе не мешаю, но требую от тебя холодности, благопристойности, важности - не говорю уже о беспорочности поведения, которое относится не к тону, а к чему-то уже важнейшему".


И еще одно поражает в пушкинских письмах жене. То, что говорит он с ней как с равной, без мещанского жеманства, не стесняясь порой грубой прямоты, солоноватых народных словечек. Вот образчик пушкинского эпистолярного слога: "Какая ты дура, мой ангел!" Или: "Ты баба умная и добрая". И вот еще: "Вчера приехал Озеров из Берлина с женою в три обхвата. Славная баба; я, смотря на нее, думал о тебе и желал тебе воротиться из Завода такою же тетехой. Полно тебе быть спичкой"…



Другие статьи в литературном дневнике: