1. Это настоящее! 2. Мои мерцающие тетради

Хеккуба Крафт: литературный дневник

КАК ТЯЖЕЛА ПЛИТА
// = // = \\ = \\ = // = // = \\ = \\ = // = // = \\ = \\ = // = // = \\ = \\ = // = // = \\ = \\ = // = // = \\ = \\ = // = // = \\ = \\ = // = //


В братской все люди братья. Как тяжела плита...
Не развести объятья. Не разомкнуть уста.
Не провести на обмане. Не разлепить ресниц.
Слева от Бога - Ваня.
Справа от Бога - Фриц.


А в блиндаже у Бога души их пьют портвейн.
Справа, конечно, за Волгу. Слева, понятно, за Рейн.
Пусть на седьмом стакане Бог падает с трона ниц:
"Прости меня, раб мой Ваня!
Прости меня, раб мой Фриц!"

Сидят они - рядом. Близко... Что могут они сказать?
Плевать им на обелиски! На Божию благодать.
Что им до баб, до званий? Что им до крика птиц?
Прахом стал добрый Ваня.
Пеплом стал гордый Фриц.
И прорастают в бурьяне из чёрных пустых глазниц
лопух конопатый - Ваня, камыш долговязый - Фриц.
Молчание - как проклятье. Так тяжела плита...
Не развести объятья. Не разомкнуть уста.
(Черненко Андрей Григорьевич, 1980г.)



Мерцающая тетрадь - 1
+ + +
Всегда записывайте!
Всегда надо записывать все, что приходит на ум – в планшет, в смартфон, на диктофон. Как подумаю, сколько прекрасТных мыслей кануло в неизвестность!.. Они умерли так и не родившись, я их убила, сделала творческий аборт! Сейчас у меня было бы целых 50 «Записных книжек», или даже 100. А не эти жалкие крохи, которые имеются на выходе. Я лишила своих читателей литературного наслаждения, не подарила им хорошего настроения. И себе тоже.


; ПРО  ЗОМБАКОВ.
Мой муж иногда чтобы расслабиться после работы играет в зомбаков. Они двигаются и наступают со своим извечным – «Мозги! Мозги!..» - и все время кого-то жрут. Муж их  истребляет, но я всегда на стороне зомби. Я говорю, пожалей их, пусть они покушают, вон они какие голодные, как жалобно просят есть…


Я люблю зомби, а они любят меня. Они чувствуют, кто их любит. И если зомби и ест мозг, то лишь потому что это единственное, что у него осталось. Он может, и сам не рад что так, но всего остального он лишён.


* * *
Домашняя работа.
Уборка в доме - бич всей моей жизни. Может, другим нравится все драить и пылинки собирать, может они от этого удовольствие испытывают, но только не я. У нас когда на работе генералка и надо мыть пол, окна, стены, душевые... я караул кричу. Я чувствую себя заключенной, будто меня отправили валить лес.


* * *
Что у вас над головой.
А вам не делается страшно, когда этажом выше, прямо над вашей головой начинают ходить, стучать и шлепать всякие ноги? Я всегда при этом опасливо кошусь на потолок, - чего доброго как обвалится! И все рухнет мне на голову, и соседи, и тяжёлая мебель. Вот вам и конец света, приехали! Очень даже может быть. Хотите меня уверить, что ничего не обвалится, там бетонные плиты, все очень прочное, их можно только снарядом пробить. А я думаю, а почему бы ему не обвалиться, гипотетически.


* * *
Без комментариев.
Сижу как-то на работе в нашей комнатке. Кто обедает, кто просто балду гоняет, кто чего, - бывают у нас такие минуты отдыха. Говорю: вчера Кира Муратова умерла. Тишина и лёгкое недоумение в глазах коллег: «А кто это?» И только один человек знал – кто такая Кира Муратова.


* * *
Как глотать большие таблетки.
Поднимите голову вверх, чтоб рот смотрел в потолок... 



; О ВОЗВРАЩЕНИИ В РОДНЫЕ МЕСТА
Раньше я думала, что поменять город или страну, это не страшно. Привыкнешь, и все, человек ко всему привыкает. Теперь так не думаю...
Уехать легко, а вот как вернуться. И не то что в страну, а даже в свой город...
Когда уезжаешь, кажется, что впереди много времени и все такое. О предстоящих печалях даже не задумываешься. И в то же время все понимаешь, и все-таки оно где-то там, ещё не близко к тебе. Но это не так. Время летит очень быстро, мы стареем, начинаются проблемы со здоровьем, и т. п. И я понимаю, что однажды кому-то из нас придётся остаться одному.


* Вернулась в родной город через 13 лет, а друзья меня уже понять не могут, они изменились, и я - уезжала одна, а приехала совершенно другая. Иногда думаешь, а нужно ли было возвращаться?


; Когда спустя годы возвращаешься в родные места, то обнаруживаешь, что вернулся не туда откуда уезжал - близкие умерли, другие состарились, друзья изменились. Тогда как ты в своём сердце сохранил их прежний облик. И это очень тяжёлый опыт, ты зависаешь в состоянии фрустрации. Так что лучше не возвращаться, а если вернулся, надо быть готовым жить по новым правилам. Прежнего не вернёшь. 


* * *
Мои соседи.
Почему мне так не везёт с соседями? Когда жила в другом городе соседи на моей площадке были какие-то непонятные, мутные, и вообще неискрение.
Когда переехала сюда, опять с соседями беда.
Та что живёт напротив, хорошая, ненавязчивая, никогда не приходит. Тихая, как мышка. Я даже иногда не знаю, живая она там или нет. Но судя по тому, что на балконе иногда висит выстиранное белье и стоят красные цветы - живая...


* * *
О целовании руки священника.
Когда человек исповедуется, руку священнику целовать совсем не обязательно, достаточно слегка поклониться в знак благодарности после исповеди. Некоторые батюшки даже специально не дают руки, а просто кладут ее на голову исповеднику. Так что здесь нет никаких проблем. Единственно, что надо знать по этому вопросу, это то, что рука священника символизирует руку Самого Господа, и целуя ее, мы целуем раны на руке Христа. Вот в чем смысл целования. Я же полагаю (хотя, могу ошибаться), что Вы видите перед собой только руку священника-мужчины, поэтому смущаетесь. Священник же, по своему статусу, есть Ангел Господень. По своему статусу.


; ПРО  БАНЮ. 
Когда была маленькой, меня мама каждую субботу водила в городскую баню. Сначала надо было отстоять длинную очередь, пока тебя запустят в моечное отделение. Впечатления так себе. Вокруг большие голые тела, сиськи, пар, гремящие тазы... А я маленькая, голенькая, сижу на длинной скамейке, ужжос! А после - обязательное - тетеньке не выходе: "Спасибо за баню, до свидания!" Так и осталось в памяти, как учила меня мама, что за все надо благодарить и вежливо прощаться... Но с тех пор я в общую баню — ни ногой.
А однажды с подругами решили вместе в баню сходить. А сами стеснительные такие — просто жуть! Но решили пойти на слабо, а то с юности дружим, а в бане вместе ни разу не были. Сначала привыкали друг к другу, смотрели, будто впервые видели. Потом освоились, и ничего так. Даже обещали как-нить повторить, и возможно, сделать регулярными наши походы. Но больше так и не собрались. Вообще, интересный был опыт...


* Не представляю, как будучи в бане голым можно ещё о чем-то беседовать. Ведь быть голым, это уже стресс! Я всегда моюсь одна, и в бане тоже. Тебя увидели голым — разве не катастрофа?
Караул! Оградите меня от этого сомнительного удовольствия — мыться в бане компанией!..


; ИНОПЛАНЕТЯНЕ. 
А я об инопланетянах не думаю. Толку о них думать, если никто толком не знает, есть они или нет. За столько тысячелетий их бы давно кто-нибудь да увидел. А посему их нет. И если нет, то эти размышления беспредметные, бессмысленные и бесполезные.
Или опять же - гипотетически, эти самые инопланетяне сидят там у себя на одной из галактик, и рассуждают, что нас, людей, не существует. Потому как за миллиарды лет мы им ни разу не показались. Ага, ждите, так мы вам и показались! Ещё неизвестно что вы с нами потом сделаете.)))



Мерцающая тетрадь - 2


* * *
1. Проза ру - есть площадка для общения с творческими людьми на любые темы.
2. Один из подходящих ресурсов для поиска хорошей современной прозы, а она здесь есть, если поискать.
3. Архив для хранения своих текстов в открытом виде, если кто-то желает почитать, как в библиотеке.
Этого мало? Нет, этого достаточно.
А далее уже для меня лично. Чтобы что-то происходило и куда-то двигалось, надо что-то делать. Я не делаю ничего. А тогда о чем печаль, и в чем предмет обсуждений? Нет предмета.
Вот такие выводы на данный промежуток времени.


* * *
«50 лет – отличный возраст – все хочешь и все можешь;
60 лет – похуже: много хочешь, но немногое можешь;
70 лет – плохо: немногого хочешь и ничего не можешь;
80 лет – опять отличный возраст: ничего не можешь, но и ничего не хочешь».


В юности кажется, что старость наступает в 30.
В 40 понимаешь, что все еще впереди.
В 50 догадываешься, что пока ты на ногах, ничего не потеряно.
А в 60 лет оказывается: можно, наконец, начать заниматься тем, о чем мечтал всю жизнь.


* * *
"Однажды мне встретился один очень хороший комментарий на чью-то мысль, заканчивающуюся словами автора «…и пожалуйста, поймите меня правильно!», на что комментатор ответил: «Этак чего вы захотели – а мы так не умеем! Вот не читать Вас – это мы можем. Или читать, но не понимать – это тоже запросто. Ну или читать, но понимать в этом что-то своё – так тоже можем. Но вот читать Вас, и понимать что-то Ваше – это извините!" /Мои ожидания. Роман Дудин, Проза ру. /


* * *
Моя четырехлетняя внучка на выставке Инопрома, в фойе разговаривала с роботом. (Он всех встречал, приветствовал мужским голосом) Она ему сказала: замолчи, ты разговаривать не умеешь!  -  робот "завис" до конца дня.


* * *
"Лед может также решить прийти к вам сам! Низкие температуры, сильный ветер, крупное озеро неподалеку — и вот на побережье уже обрушиваются ледяные цунами. Они выглядят не как огромная стена льда, но это явление все равно по-настоящему опасно. С жутким треском и удивительной скоростью лед двигается от воды к домам, врезается в стены, выбивает окна и двери, проникает внутрь. Это цунами не останавливает ни цемент, ни сталь, ни бетонные блоки..."


* * *
В Англии есть такие говорящие скамейки, причем говорят они разными голосами - известных актеров, философов, спортсменов. И рассказывают вам, где вы находитесь и какие исторические интересности есть в этом месте.
А еще есть такие скамейки, которые нужно заставлять говорить. Интерактивные. Но их можно только купить. Они не стоят в общественных местах. Они приводятся в действие обычной нагрузкой. Вы садитесь на нее и начинаете раскачмваться, тем самым производя энергию. И скамейка в ответ может вам спеть песню, рассказать стих или анекдот. На усмотрение скамейки.


ГУБЕРМАН.
Весьма порой мешает мне заснуть
Волнующая, как ни поверни,
Открывшаяся мне внезапно суть
Какой-нибудь немыслимой херни.
* * *
Вся наша склонность к оптимизму,
от невозможности представить,
какого рода завтра клизму
судьба решила нам поставить…
* * *
И спросит Бог: никем не ставший,
зачем ты жил? Что смех твой значит?
— Я утешал друзей уставших — отвечу я.
И Бог заплачет.
* * *
С годами нрав мой изменился,
я разлюбил пустой трезвон,
я всем учтиво поклонился
и отовсюду вышел вон.


* * *
Рецензии, полученные автором Инна Люлько / Проза ру./
"Повидала я на своём веку таких "истинно верующих"! Рассуждают о том, что бог - есть любовь, а сами не умеют ни любить, ни прощать, и это есть лицемерие. Мне с такими не по пути.
Лично я - не профессиональный богослов, но с историей религии знакома. Моя собственная позиция - на стороне наших очень далёких предков, - которые жили в гармонии с природой и её законами и владели глубокими знаниями, - в отличие от нынешних христиан. Христианство пришло в мир этих предков, не интересуясь желанием народа, насаждая свою веру мечом и огнём, уничтожая святыни и культуру, истребляя жрецов - волхвов, выжигая саму память народа о своей истории. И по сути нынешние люди - манкурты, забывшие своих предков.
Сейчас новые храмы растут как грибы после дождя, - скоро, наверное, у каждой многоэтажки будет стоять придомовая церковь, как "Домашняя кулинария", - а становится ли народ духовнее? Нет! Религия становится бизнесом, - как и медицина."



;;; О ФОТОАЛЬБОМАХ
* Самый ужасный ужас для меня в гостях, когда хозяйка начинает доставать из комода семейные фотоальбомы.
* В гостях я себя чувствую весело, комфортно и уютно до того момента, пока хозяйка не выносит из комнаты свои семейные альбомы. И тогда я как пробка вылетаю вон.
* Чтобы некоторых людей побыстрее выпроводить домой, достаточно вынести гостям свои семейные фотоальбомы.



О ЛЮДЯХ
;;; Есть люди, которым не нравится, что ты живёшь на свете. Ты ничего им плохого не сделал, не обидел, не оскорбил, нигде не перешёл дорогу. Им просто не нравится, что ты тоже есть. Ну и ладно, не стоит заморачиваться и расстраиваться из-за этого, не занижать свою самооценку. Просто двигаться дальше, а жизнь рассудит.
;; Некоторые люди до того хороши, что их хочется дублировать, чтобы их было побольше. У нас на работе в одной смене есть санитарка... очень хорошая, долго рассказывать. Но она точно хорошая, такие редко встречаются. Я хотела, чтобы она работала в нашей смене, но это невозможно, она уже работает в другой смене, и не может работать в двух сменах одновременно. И я мечтала бы сделать её дубликат.



Мерцающая тетрадь - 3


О ЖИЗНИ И СМЕРТИ
; а) Жизнь человека — бесценна. Здоровье его — подарок Бога. Жизнь после 70-ти — дважды подарок. Кто-то относится к этому серьёзно, кто-то легко, как к развлечению. Я когда-то выбрала второе... 


; б) Здоровье и время -  две ценности в жизни человека, к которым он относится неблагодарно и небрежно. Здоровье - наказывает его болезнями. А время - старостью. Но человек продолжает тупить, пока его не накрывает гробовая доска. И даже там он лежит и недоумевает, отчего с ним все так произошло, быстро и беспощадно. Может быть Вечность расставит все на свои места? И то что было некогда человеком, требовательно смотрит в Вечность.


;Не могу сопоставить свою жизнь со смертью. Ну никак. Иногда смотрю в зеркало на свое тело, и думаю: неужели эту красоту и гармонию будут жрать червяки? Неужели это случится, и для меня все закончится?..


;;;Не хочу верить, что с угасанием сознания для человека заканчивается все. Что он распадается как личность, и больше не помнит себя. Что Вселенной для него более не существует. А все вокруг продолжает жить, как будто его никогда здесь и не было...


; Смерть, это может быть, бесконечное падение в черную пустоту? Или парение в Космосе, в тишине среди звёзд?.. Или этот переход в иное измерение, которых множество, где наша личность, сознание, душа... что там ещё, в теле  не нуждается. 


;Я не воспеваю Смерть, всего лишь сигнализирую о ней. Не нужно даже представлять насколько она рядом и дышит нам в спину. Она смотрит на нас спящих, она провожает нас на работу... Только что был человек, дышал, разговаривал, ты прикасался к нему, чувствовал тепло, видел его глаза... И вот всё, его уже нет. Какой страшный контраст... /О работе в б-це./


;Наши близкие и друзья, ушедшие в мир иной, имеют прочный запас терпения, чтобы желать нас поскорее видеть подле себя. Они будут ждать сколько потребуется, пока не оборвется последняя ниточка, связывающая нас с Землёй. Они тоже хотят, чтобы мы успели побыть счастливыми здесь, потому что не знаем - что там.


О КОТИКАХ
* У нас в семье нет ни собаки, ни кошки. Но есть я. Поэтому мне приходится и часть их обязанностей брать на себя. Например, муж ночью сходит в «комнату задумчивости», замерзнет там, а мне потом грей его. Я просыпаюсь, и когда  засну, никому не известно. Нельзя разбивать ночной сон!
А когда я прошу завести котика, муж говорит: а тебя куда я дену?
;;;Можно ли верить коту - это большой вопрос. Голодному — ни при каких обстоятельствах! Сытому — надо ещё подумать... А вот и простой ответ: нет, коту верить нельзя, ни голодному, ни сытому, ни при каких условиях и обстоятельствах. Кот существо коварное, таинственное и неопознанное до конца наукой.
;Да здравствуют котики, посланники небес, которых внедрили на планету Земля, чтобы до человеков наконец дошло, что главное – это любовь, что смысл жизни – в любви, что жизнь коротка, и нужно успеть обогреть кого-то своей любовью. А иначе ты просто дурак, если не понимаешь, зачем однажды в твою дверь постучался маленький замерзший, беспомощный котик.


О МЕДИЦИНЕ
; Вены, как бесстыдные женщины, выступили и оголились на моих руках, всячески маня и призывая шприц к решительным действиям. Никогда не думала, что на моих руках откроется такое обширное поле деятельности для практических опытов медсестёр.
(В Мерцающую тетрадь, заголовок "Медицинское". Добавить сюда так же про тапки, про мои руки в синяках, как я переносила капельницы, про "одевайте в б-цу все самое лучшее") — Медицинского в моей жизни было сначала немного, а потом все больше и больше, пока я полностью не перешла работать в б-цу.
О медиках, что о них спотыкаюсь, миниатюра. Возможно, написать как болела К. Но перед этим о первой пневмонии одностор.)


О ЗАМУЖЕСТВЕ
;;;Насчет браков. Я уже выходила замуж за котлован, но сейчас в разводе, и планирую в ближайшее время выйти замуж за поезд. И об этом в моем следующем рассказе. Затем на очереди больница, завод, заброшенные производственные здания... Все они будут моими мужьями, даже не сомневайтесь. И закончится все подъёмным краном.


О СТАРОСТИ
;;;Старость, это когда поутру в стакане воды видишь свою челюсть. А когда разговариваешь, она вылетает изо рта. Но так хочется при этом остаться пышнотелой молодкой. /Для сборника "Мерцающая тетрадь"/.


; Мы и в самом деле не понимаем, что долго жить - трудно. И не только из-за физической немощи и болезней, а ещё психологически и морально. Слышала я, как старики говорят, что те с кем они общались - родные и друзья - умерли. А с новыми неинтересно, говорить не о чем, заводить друзей поздно. Становится не за что и не за кого держаться, и нет стимула дальше жить...


"А в старости можно познать столько нового, что будет возможность заняться тем, до чего раньше руки не доходили! Поверьте - это очень интересно!" - так сказал мне один человек. А ведь и вправду! Почему-то мне не пришла в голову такая мысль.


О ДНЕВНИКАХ
; Вот и думай теперь, вести дневник или нет. Если только все позитивное и светлое писать, то куда все тёмное и потаенное девать? На то он и дневник, чтобы фиксировать всякие движения души, человек же не на радуге живёт. 
Иногда пишешь и думаешь, кому твои дневники будут нужны после тебя? Ведь никому. Если нет ни детей, ни внуков, да и друзья тоже не вечны. А тогда зачем? Но и не вести, вроде бы тогда и не жил вовсе, все уходит в забвение. Или это диктуется подсознанием что-то оставить после себя, какую-то частичку себя сохранить? Страх, чтобы не умереть окончательно?
; Ведение дневника, это своего рода надежда, что ты до конца не умрешь. Частица тебя в виде некоего энергетического канала, космического луча останется в твоих дневниках. Пока их не вы бросят в мусорницу. 



Мерцающая тетрадь - 4


АЛКОГОЛЬ
* Выбора нет, пью что есть: иногда бренди, иногда коньяк.


;Похмелье, это жесть! Здесь не то что человек с разговорами... муха(!) мешает летящая, звуки, свет, мешает даже если просто смотришь на окружающие предметы, сидишь и смотришь, и ничего не делаешь... Однажды мне было так плохо "после вчерашнего", что пока муж сходил за водкой, я успела написать ему прощальное письмо. Сердце замирало и останавливалось, я думала что его не дождусь. /Для сборника "Мерцающая тетрадь"/ Алкоголь - враг./ (Привести примеры моих безумий.)


О ДРУЗЬЯХ
;Не спешите расставаться с друзьями, даже если вам кажется, что на то есть серьёзные причины. Даже если, действительно, такие причины имеются. Не рубите с плеча, не давайте воли эмоциям, пока ещё есть возможность все обсудить и исправить. Потому что однажды наступит день, когда вы услышите песню, которую слушали вместе. И вы станете возвращаться к ней снова и снова, пробуждая далёкие воспоминания былой дружбы. И они будут бередить вашу память и терзать ваше сердце. Но по прошествии лет будет уже поздно что-то исправить – или у вас не хватит сил, или друга уже не будет в живых… Не спешите расставаться с друзьями.


О МОРЕ
;Когда не имеешь моря у себя дома, то любишь его любым. Море – это  отдельный микро-косм. Люди вообще не имеют понятия, что происходит в глубинах океанов, кто или что там скрывается от глаза человеческого. Вполне возможно что океан – это некий параллельный мир, или портал в него. И все эти Бермудские треугольники, это же неспроста. Зачем мы проникаем в  океаны, чего, ненасытные, мы хотим от них? И они, океаны, защищаются, и поглощают человеков в своих пучинах, потому что это их личное пространство, запретная зона для чужаков.
Однако что-то нас тянет к этой тревожной бесконечности. Любовь к морю, любовь к океану – с первого взгляда и навсегда, без надежды на взаимность. Но море всегда даёт надежду на что-то, это его отличительная черта из многих. И человек уходит от моря успокоенный, обнадеженный, с новою верой в себя.


О ЛЕНИ
;Какое счастье лениться вдвоём. Одному лениться скучно и неинтересно. Вдвоём совсем другое дело. Сначала возникает идея,безобидная такая,и ни к чему не обязывающая –а не испить ли нам чайку? Ну да, почему бы и нет, конечно испить. А потом… лежать и ждать кто первый пойдёт ставить чайник. А никто не идёт, лень потому что. Это ж надо оторваться от своих занятий и идти на кухню.


О ДЕТЯХ
;Куда подевались дети? Сбежали от нас, уродов!
Вот пусть Родина (в данном случае правительство) и решает демографическую проблему, раз она у них встала. Пусть закрывают теперь прореху в рождаемости своими телами. А то ишь они какие, платить не хотят, а все туда же - новую молодую поросль обрекать на голод и нищету. На пенсию людей не пускают, ждут пока их вперёд ногами прямо с работы «на пенсию» проводят.
Вынашивать и рожать ребёнка очень трудно и больно. А ещё вырастить, оберегать, лечить его от всяких болезней, чтобы он не умер. А воспитать в нем настоящего человека, а не какого-нибудь мерзавца? Это не каждому дано, а только избранным. Женщины, которые берут на себя такую ответственность, просто герои.


;Нет, я не люблю детей, они слишком шумны и назойливы. Они отталкивают меня чисто интуитивно… Но я помню одного мальчика восьми лет. Он упал с 7 этажа на бетонный козырек, (он просто хотел сделать селфи). Мы летели в операционную как ракеты. Но его травмы оказались несовместимые с жизнью... Теперь когда я вижу детей, у меня перед глазами встаёт этот мальчик, и я начинаю любить детей, всех.


О СМЕШЛИВОСТИ
;Меня может насмешить иногда незначительная ерунда. Как-то при просмотре к/ф «Шырли-мырли» (а я не желала его смотреть несколько лет, не люблю такой жанр, но потом сдалась, муж уговорил) меня насмешила фраза, сказанная героиней за свадебный столом – «Глохни, гнида!» Я смеялась и никак не могла остановиться, все смеялась и смеялась. Я уже было подумала, что со мной что-то не так. Но потом ничего, обошлось.


СТАРЫЕ ПУГОВИЦЫ
;Их можно использовать, кстати, старые пуговицы. Видела как-то на уличной выставке картин у одной художницы – картинные инсталяции: там на полотне что-то… приклеено, нацеплено, нарисовано – и пробки всякие, и пуговицы, и кусочки кожи, и кусочки вообще непонятно чего, - в общем весь этот мелкий бытовой хлам, который мы ежедневно выкидываем чтобы не накапливался. Но у неё это на полотнах так сияло и гармонировало, что я онемела!.. Как можно такое создать??? Я хотела сделать пару снимков на мобильник, но стало неловко – приобрести не желаю, а как запечатлеть на камеру – тут как тут. А сейчас жалею, что не решилась.


УНИВЕРСИТЕТ
;У нас в универе «Современный русский язык» вела молодая преподаватель, очень грамотная, ну просто фанат своего дела. Как начнет писать на доске всякие правила, примеры, исключения из правил, исключения из исключений… У нее там прям математика какая-то получалась. Уж так увлечется, испишет всю доску, так что и сама запутается. А после стоит и смотрит, типа, перебор какой-то уже… не в ту степь. А потом так задорно находит ошибку, исправляет, и дальше поехала.) Я смотрела на эту доску, на нее, и от ужаса забывала все чему меня учили в школе!


;Изучала в университете "Современный русский язык". Полный мрак! Хуже математики! Преподаватель молодая, энергичная, фанатеет от своего предмета. И то, бывало, пишет на доске какие-нибудь примеры, потом стоит, смотрит... -  куда-то не туда, видно, занесло от увлеченности! Где ж нам-то, студентам-заочникам, было освоить?





Другие статьи в литературном дневнике:

  • 04.07.2019. 1. Это настоящее! 2. Мои мерцающие тетради