Любимая пианистка Сталина с Евангелием в руках. Памяти Марии Юдиной Было принято единственно возможное в такой ситуации решение: немедленно сделать пластинку. Вызвали Юдину, оркестр и дирижера. «Все дрожали от страха, — рассказывал Шостакович. — За исключением Юдиной, естественно. Но она — особый случай, ей было море по колено». Дирижера пришлось отослать домой — он не смог справиться со своим страхом и спокойно настроиться на работу. Вызвали другого. С ним произошла точно такая же история. Только третий дирижер смог взять себя в руки и сосредоточиться на управлении музыкантами. Служение Мария Юдина родилась в 1899 году в небольшом городке Невеле. Это была традиционная еврейская семья: мама — рачительная домохозяйка, отец — земский врач и много детей. Страстный, неукротимый темперамент, под впечатлением от которого находились ее коллеги и ученики, проявился еще в детстве. Во многом именно благодаря ему Мария была активной и любознательной девочкой, никогда не довольствовавшейся готовыми ответами. Первые уроки игры на фортепиано будущая пианистка получила в шесть лет. К 1912 году она окончательно осознала свое призвание и поступила в Петербургскую консерваторию. Но через некоторое время по семейным обстоятельствам была вынуждена прервать обучение и вернуться в Невель. В 1918 году произошло знаменательное знакомство еще юной Марии Юдиной с известным ученым Михаилом Бахтиным — он приехал в Невель преподавать в трудовой школе. Мария довольно легко, органично вошла в бахтинский кружок интеллектуалов.
В дневнике она записала: «Нужно быть доброй, нужно согревать людей, не жалеть себя, творить добро — всюду, где можешь. Я хочу показать людям, что можно прожить жизнь без ненависти, будучи в то же время свободным и самобытным. Да, я постараюсь стать достойной внутреннего голоса своего». Началась ее насыщенная и деятельная христианская жизнь: «Я пела (не в качестве службы, конечно, а для практического изучения церковного пения) в великолепном хоре храма Воскресения на Крови и своими глазами лицезрела каждое воскресение хиротонии — некое неиссякающее число молодых священников и диаконов, из коих, вероятно, каждый знал, что идет если не на смерть, то на подвиг, — то были страстотерпцы, праведники, мученики, подвижники… Были и пожилые, или средних лет — иереи, о которых можно говорить лишь с предельным благоговением». Скромный минимум Юдина вела себя для того времени очень странно, вызывающе, иначе, чем абсолютное большинство ее сограждан — она была слишком прямолинейна и религиозна. С какой-то невероятной безбоязненностью, открытостью читала с консерваторской кафедры лекции рабочей молодежи о том, что любая культура, любая вообще сфера деятельности человека пуста без религиозных смыслов. Увольнение за «моральное растление» студентов, по сути, оставалось делом времени… В 1929 году состоялся ее первый сольный концерт в Москве, а в 1930-м Мария Юдина была уволена из Ленинградской консерватории. Поговаривали, что это крайне мягкое наказание за «излишнюю религиозность» и лишь счастливое стечение обстоятельств спасло пианистку от ареста. «Я сподобилась скромного минимума, — писала Мария Вениаминовна, — меня не арестовали, но довольно шумно изгнали из профессуры Ленинградской консерватории, также из прочих видов работ, долго я была без куска хлеба и прочее». Громкий, одиозный 1939 год запомнился Юдиной огромной личной трагедией: покоряя горные вершины, погиб ее жених — альпинист Кирилл Георгиевич Салтыков. Она приняла его мать как свою, ухаживала за ней долгие годы. Никаких личных отношений у нее больше не было — в ее жизнь, в ее искусство как-то естественно вошел иноческий образ бытия.
И Мария Вениаминовна принялась с особым чувством делать то, что у нее получалось лучше всего — исполнять классику. В Радиокомитете она стала ежедневно играть для регионов страны, разъезжала со множеством сольных концертов. Замерзающая пианистка «питала» искалеченных войной людей гармонией звуков и смыслов. А в Московской консерватории Юдина руководила медицинскими курсами. Любопытный разговор произошел у них с великим Рихтером. Он, как известно, выступал за точное исполнение — «как у автора». И где-то в 42-м году сделал Марии Вениаминовне замечание: «Куда вы торопитесь? Зачем этот напор, агрессия?» Пианистка ответила: «Так ведь идет война!» Шуба от митрополита В глазах многих современников Мария Юдина выглядела крайне экстравагантно, почти юродивой. Не зная, «как с ней быть», люди рассказывали о ней удивительные истории, часть из которых была откровенной выдумкой: будто дома у нее — кошачий приют, что сам Ягода подарил ей пистолет — отбиваться от соседских претензий, будто спит в гробу и носит власяницу, особо почитает Франциска Ассизского, а по улицам ходит в кедах и носит крест поверх одежды. Ее нестяжание было тоже непонятно современникам — гонорары за пластинки она бережно раскладывала на стопочки: на лечение сына консерваторской гардеробщицы, на помощь политзаключенным… Обо всех своих родственниках — ближних и дальних — она тоже никогда не забывала.
Анатолий Головков вспоминал: «В Гнесинке на уроках музлитературы студентам говорят: пишите, Стравинский — это ужасная, реакционная музыка. А в классе Юдиной это именно и играли ее ученики… Власти ломают психику Шостаковича. Загоняют в страх. Угрозами вынуждают признаться: все, что он до этого дня написал, — череда заблуждений. Включая даже Седьмую!.. Композитор замыкается, пишет в стол… А в классе профессора Юдиной разучивают Квартет Шостаковича. Она зовет его на репетицию. Он входит в консерваторию. Юдина, раскрыв двери класса, на полном серьезе кричит уборщицам: стелите красные дорожки! К нам идет гений!» В спорах о своем месте в искусстве Юдина подчеркивала: «Я единственная, кто работает за роялем с Евангелием в руках». Когда Мария Вениаминовна начала работу над исполнением произведений Шостаковича, композитор приехал к ней послушать и сказал: «Это совсем не то, что я написал, но вот так и играйте! Только так и играйте!» В нотах пианистки на прелюдии и фуге фа-диез-минор сохранилась запись, сделанная ее рукой: «Люди объединены общим несчастьем, но каждый реагирует по-своему». Ее исполнение не оставляло равнодушным никого. На концертах Юдиной слушатели вскрикивали, плакали, многие улавливали что-то главное и единственно важное в своей жизни и уходили обновленными. «Евангелие бесконечно» Политическая «оттепель» для Юдиной стала временем опалы. Ей запретили выезжать из страны. Символической кульминацией этих гонений стал намеренно преувеличенный миф «о любимой пианистке Сталина». И все это — на фоне антисталинских разоблачений… Ближе к концу 60-х она как будто начинает прощаться с этой жизнью. Живет как нищая, все время в храме, на молитве, в беседах со священниками. В музыкальных кругах поговаривают, что она хочет уйти в монастырь — в Рижскую пустынь. Мария Вениаминовна рассказывала: «Иногда некоторые добрые, истинные христиане говорили мне: “Вы выставляете напоказ, вы афишируете свою религию”. Но это не так. Мне кажется, Евангелие бесконечно. И каждый сознательно или инстинктивно выбирает для себя те или иные “руководящие” тексты. Так во мне говорят слова: “Кто отречется от Меня, от того Я отрекусь в последний день”. Мне это абсолютно легко, органично, ни крупицы “заслуги” тут нет, разумеется, а вот некоторые нормы христианской жизни неподъемлемо мне трудны…».
«Когда она, отмучившись, ушла, никто и нигде не хотел помочь с панихидою, — вспоминал Анатолий Головков, — ни в одном клубе, ни одном в театре, даже в красном уголке ЖЭКа. Вмешался Шостакович. Дирекция консерватории милостиво разрешила вестибюль Большого зала. У гроба играли Наседкин, Мария Гринберг, Стас Нейгауз, Леша Любимов, Рихтер, пела Давыдова. А на сцене второго этажа, по графику, занимался оркестр филармонии. Музыканты прервали репетицию, спустились вниз со своими стульями, уселись между колонн, переглянулись, и полилась Седьмая симфония Бетховена…»
Читайте на Правмире: https://www.pravmir.ru/lyubimaya-pianistka-stalina-s-evangeliem-v-rukah-pamyati-marii-yudinoj/?ysclid=m947ow5izr893206048 © Copyright: Георгиевна, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|