Шопенгауэр

Тышкевич: литературный дневник

Каждый имеет для другого лишь то значение, какое тот имеет для него.
Когда вы находитесь во власти эгоистического чувства — будь то радость, торжество, сладострастие, надежда или лютая скорбь, досада, гнев, страх, подозрительность, ревность, — то знайте, что вы очутились в когтях дьявола. Как очутились вы — это безразлично. Вырваться из них необходимо, но как — это опять таки безразлично.


Одержимый желаниями и стремлениями, человек обречен на страдания…
Мы теряем три четверти себя, чтобы быть похожим на других людей.
Никого так ловко не обманываем мы и не обходим лестью, как самих себя.
Примириться с человеком и возобновить с ним прерванные отношения — это слабость, в которой придется раскаяться, когда он при первом же случае сделает то же самое, что стало причиной разрыва.


Если ближайшая и непосредственная цель нашей жизни не есть страдание, то наше существование представляет самое бестолковое и нецелесообразное явление.
Каждому из нас доступно следующее утешение: смерть так же естественна, как и жизнь, а там, что будет, — это мы увидим.


Многие живут преимущественно настоящим, это — люди легкомысленные; другие — будущим, это — люди боязливые и беспокойные. Редко кто соблюдает должную меру.
Немалая часть муки существования заключается в том, что время постоянно давит на нас, не давая передохнуть, настигает нас, точно надсмотрщик с бичом.
Жизнь есть то, чего не должно бы быть, — зло, и переход в ничто есть единственное благо жизни.


Не будь на свете книг, я давно пришел бы в отчаяние.
Самоубийца именно потому и перестает жить, что не может перестать хотеть.
Если шутка прячется за серьёзное — это ирония; если серьёзное за шутку — юмор.
Вежливость — это фиговый лист эгоизма.


Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь.
Мы редко думаем о том, что имеем, но всегда беспокоимся о том, чего у нас нет.
Жизнь и сновидения — страницы одной и той же книги.


В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле.
Самое действительное утешение в каждом несчастии и во всяком страдании заключается в созерцании людей, которые ещё несчастнее, чем мы, — а это доступно всякому.


Собираясь в житейский путь, полезно захватить с собой огромный запас осторожности и снисходительности; первая предохранит от вреда и потерь, вторая — от споров и ссор.


Обнаружить свой гнев и ненависть на лице и в словах бесполезно, опасно, неблагоразумно, смешно, пошло. Проявлять гнев или ненависть можно не иначе, как на деле.


Обожание не выносит близкого расстояния, так как при личном общении с обожаемым объектом обожание тает, как масло на солнце.


Если произошло какое-либо несчастье, которого уже нельзя поправить, то отнюдь не следует допускать мысли о том, что всё могло бы быть иначе, а тем паче о том, как можно было бы его предотвратить: такие думы делают наши страдания невыносимыми, а нас — самоистязателями.


Человеку, стоящему высоко в умственном отношении, одиночество доставляет двоякую выгоду: во-первых, быть с самим собою и, во-вторых, не быть с другими. Эту последнюю выгоду оценишь высоко, когда сообразишь, сколько принуждения, тягости и даже опасности влечет за собою каждое знакомство.
Аффектирование какого-либо качества, хвастовство им — это признание самому себе, что не обладаешь ими.


Иметь в себе самом столько содержания, чтобы не нуждаться в обществе, есть уже потому большое счастье, что почти все наши страдания истекают из общества, и спокойствие духа, составляющее после здоровья самый существенный элемент нашего счастья, в каждом обществе подвергаются опасности, а потому и невозможно без известной меры одиночества.


Вера и знание — это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая.
(Вера – это то, что лежит на одной чаше весов, при том что на второй всегда лежит разум.)


Ежели не желаете нажить себе врагов, то старайтесь не выказывать над людьми своего превосходства.


Прощать и забывать — значит бросать за окно сделанные драгоценные опыты.
Счастье — это чувство свободы от боли.


Проповедовать мораль легко, обосновать её трудно.
Мир во всех отношениях, безусловно, плох: эстетически он похож на карикатуру, интеллектуально — на сумасшедший дом, в нравственном отношении — на мошеннический притон, а в целом — на тюрьму.


Не будучи в состоянии обмениваться мыслями, люди перебрасываются картами.
Общительность людей основана не на любви к обществу, а на страхе перед одиночеством.


Главным признаком благородства человека является то, что в компании других людей он получает мало удовольствия.
Человек избегает, выносит или любит одиночество сообразно с тем, какова ценность его «Я».
Сострадание — основа всей морали.


Истинная дружба — одна из тех вещей, о которых, как о гигантских морских змеях, неизвестно, являются ли они вымышленными или где-то существуют.
Всегда сохраняется возможность, что на справедливый и добрый поступок оказал влияние какой-нибудь эгоистический мотив.


Читать — значит думать чужой головой, вместо своей собственной.
При каждом новом знакомстве, в большинстве случаев, первой нашей мыслью бывает, не может ли данный человек быть нам в чём-нибудь полезен; и если он этого не может, то для большинства, как только они в этом убедятся, и сам он будет ничто.
Каждый принимает конец своего кругозора за конец света.


Каждого человека можно выслушать, но не с каждым стоит разговаривать.
Истинный характер человека сказывается именно в мелочах, когда он перестает следить за собой.


Не стоит досадовать на людскую низость: что бы о ней ни говорили, она — сила.
Тот, кто придает большую ценность людскому мнению, оказывает людям слишком много чести.


Не говори своему другу того, что не должен знать твой враг.
Все негодяи, к сожалению, общительны.


Когда я слушаю музыку, мне часто представляется, что жизнь всех людей и моя собственная суть сновидения некоего вечного духа и что смерть есть пробуждение.
Заключать способны все, судить — лишь немногие.
Врач видит человека во всей его слабости, юрист — всей его подлости, теолог — во всей его глупости.


Лицо человека высказывает больше и более интересные вещи, нежели его уста: уста высказывают только мысль человека, лицо — мысль природы.


Истина проходит через три стадии: сначала её высмеивают, потом ей яростно сопротивляются, и, наконец, принимают как очевидное.
Если я скрою свою тайну, она – моя пленница; если я её выпущу, я – её пленник.
То, что людьми принято называть судьбою, является, в сущности, лишь совокупностью учиненных ими глупостей.


Большие страдания совсем подавляют меньшие и, наоборот, при отсутствии больших страданий уже самые ничтожные неприятности мучают и расстраивают нас.
То, что есть в человеке, несомненно важнее того, что есть у человека.
Для того, чтобы добровольно и свободно признавать и ценить чужие достоинства, надо иметь собственное.


Если подозреваешь кого-либо во лжи – притворись, что веришь ему, тогда он лжет грубее и попадается. Если же в его словах проскользнула истина, которую он хотел бы скрыть, – притворись не верящим; он выскажет и остальную часть истины.
Каждый усматривает в другом лишь то, что содержится в нем самом, ибо он может постичь его и понимать его лишь в меру своего собственного интеллекта.
Не удивление, а недоумение и печаль суть начало философии.


Человек — единственное животное, которое причиняет другим боль, не имея при этом никакой другой цели.
Цитатами следует пользоваться только тогда, когда действительно не обойтись без чужого авторитета.



Другие статьи в литературном дневнике: