Сила воли

Виолетта Наварра: литературный дневник

Надо же проснуться в день рождения сына, а первая мысль, что пёстрой лентой проползла и на удивление прытко отыскала свое видовое гнездовье в уме - о параличе воли и произволу судьбы, о полезных иллюзиях и энергии заблуждений. Что это за врата, которые открывались с приходом новой души в этот мир тогда, девятнадцать лет назад, и в которые, как в пропасть, я безвольно шагнула, ведь роды не заступорить, не закупорить и не повернуть вспять. Врата ли это в материнство и почему тогда получилось как в пучину, как в бездну и в омут с головой? От не владения волей.
Сила воли, вернее силы воли это лошадиная тяга, которой измеряется мощность мотора. Сколько в человеческом заложено лошадиных сил, чтобы вытянуть груз жизни? И в каком состоянии возничий содержит своих скакунов и ловко ли управляется с ними? Ведь насколько несопоставимы дикий мустанг, резвящийся в свободе бескрайних лугов и выдохшийся, заморенный скудным пайком и безразличный к понуканиям мул, настолько они оба и не надёжны. А осёл так ещё и измотает нервы. Мустанг, что дитя, упивается свободным полётом с ветром в загривке, ему чужды узы и путы, а укрощение смерти подобно, тогда как “старая кляча борозды не портит”, но и новые нивы ей уже незачем. Вольному повиновение унизительно, подчинённому в послушание воля - ярмо вины на шее.
Является ли воля тем запалом, который предназначен воспламенять душу к деятельности “гори-гори ясно, чтобы не погасло”? Так же как и переплавить избыточную вину?
Укротитель, возница, всадник - это он решает, где заканчивается свобода и начинается вина? А он друг или враг, он внешний - навязанный или палачом, костоломом взращён и казнит-четвертует внутри?
Совесть ли, правда ли, в человеке это тот стержень для двух чаш, в которых он отмеряет природный дар свободы воли и приданное и возведённое в ценность - вину, боль, стыд?


Из сети:


Иногда бывает такое, что воля буквально буксует. Почему не может человек сделать намеченный шаг. Если выбор, который предстоит сделать человеку между возможностями на данный момент времени затруднен до невозможности, то выходом может быть ступор (своеобразный паралич воли). Человек как бы застывает, буквально занеся ногу для шага, который он собирался сделать, раздираемый противоречивыми мотивами и СОМНЕНИЯМИ.
Вспомним историю с буридановым ослом, который, находясь между двумя стогами сена, умер от голода, потому что не мог решить, с какого стога он должен начать свою трапезу. Эта история отражает знакомую многим ситуацию, когда принятие решения откладывается до бесконечности. Ялом подчеркивает, что паралич воли у подобных людей может произойти „не только потому, что они не могут сказать "да", но и потому, что не могут сказать "нет". На бессознательном уровне они отказываются принимать экзистенциальные последствия отречения. Конфронтируя человека с ограничением возможностей, решение бросает вызов его мифу о личной исключительности“.


Велис называет решение встретившимся на пути перекрестком, а отказ – невыбранной дорогой: „Некоторые люди сидят на перекрестках, не выбирая ни одной дороги, потому что не могут выбрать обе, лелея иллюзию, что если они просидят достаточно долго, оба пути сольются в один и, следовательно, оба будут возможны. Зрелость и мужество это, в значительной степени, способность именно к таким отречениям, а мудрость – в немалой доле способность находить пути, которые позволят обходиться как можно меньшим числом отречений".



Другие статьи в литературном дневнике: