из И. Б.

Надежда Малышкина: литературный дневник

Путешествуя в Азии, ночуя в чужих домах,


в избах, банях, лабазах, бревенчатых теремах,


чьи копченые стекла держат простор в узде,


укрывайся тулупом и норови везде


лечь головою в угол, ибо в углу трудней


взмахнуть – притом в темноте – топором над ней,


отяжелевшей от давеча выпитого, и аккурат


зарубить тебя насмерть. Вписывай круг в квадрат.



II


Бойся широкой скулы, включая луну, рябой


кожи щеки; предпочитай карему голубой


глаз – особенно если дорога заводит в лес,


в чащу. Вообще в глазах главное - их разрез,


так как в последний миг лучше увидеть то,


что – хотя холодней – прозрачнее, чем пальто,


ибо лед может треснуть, и в полынье


лучше барахтаться, чем в вязком, как мед, вранье.



III


Всегда выбирай избу, где во дворе висят


пеленки. Якшайся лишь с теми, которым


под пятьдесят.


Мужик в этом возрасте знает достаточно о судьбе,


чтоб приписать за твой счет что-то еще себе;


то же самое – баба. Прячь деньги в воротнике


шубы; а если ты странствуешь налегке –


в брючине ниже колена, но не в сапог:


найдут.


В Азии сапоги – первое, что крадут.



IV


В горах продвигайся медленно; нужно ползти –


ползи.


Величественные издалека, бессмысленные вблизи,


горы есть форма поверхности, поставленной на попа,


и кажущаяся горизонтальной вьющаяся тропа


в сущности вертикальна. Лежа в горах – стоишь,


стоя – лежишь, доказывая, что лишь


падая ты независим. Так побеждают страх,


головокруженье над пропастью либо восторг в горах.



V


Не откликайся на «Эй, паря!». Будь глух и нем.


Даже зная язык, не говори на нем.


Старайся не выделяться – в профиль, в анфас; порой


просто не мой лица. И когда пилой


режут горло собаке, не морщься. Куря, гаси


папиросу в плевке. Что до вещей, носи


серое, цвета земли; в особенности – белье,


чтоб уменьшить соблазн тебя закопать в нее.



VI


Остановившись в пустыне, складывай из камней


стрелу, чтоб, внезапно проснувшись, тотчас узнать


по ней,


в каком направлении двигаться. Демоны по ночам


в пустыне терзают путника. Внемлющий их речам


может легко заблудиться: шаг в сторону – и кранты.


Призраки, духи, демоны – дома в пустыне. Ты


сам убедишься в этом, песком шурша,


когда от тебя останется тоже одна душа.



VII


Никто никогда ничего не знает наверняка.


Глядя в широкую, плотную спину проводника,


думай, что смотришь в будущее, и держись


от него по возможности на расстояньи. Жизнь


в сущности есть расстоянье – между сегодня и


завтра, иначе – будущим. И убыстрять свои


шаги стоит только, ежели кто гонится по тропе


сзади: убийца, грабители, прошлое и т. п.



VIII


В кислом духе тряпья, в запахе кизяка


цени равнодушье вещи к взгляду издалека


и сам теряй очертанья, недосягаем для


бинокля, воспоминаний, жандарма или рубля.


Кашляя в пыльном облаке, чавкая по грязи,


какая разница, чем окажешься ты вблизи?


Даже еще лучше, что человек с ножом


о тебе не успеет подумать как о чужом.



IX


Реки в Азии выглядят длинней, чем в других частях


света, богаче аллювием, то есть – мутней; в горстях,


когда из них зачерпнешь, остается ил,


и пьющий из них сокрушается после о том, что пил.


Не доверяй отраженью. Переплывай на ту


сторону только на сбитом тобою самим плоту.


Знай, что отблеск костра ночью на берегу,


вниз по реке скользя, выдаст тебя врагу.



X


В письмах из этих мест не сообщай о том,


с чем столкнулся в пути. Но, шелестя листом,


повествуй о себе, о чувствах и проч. – письмо


могут перехватить. И вообще само


перемещенье пера вдоль по бумаге есть


увеличенье разрыва с теми, с кем больше сесть


или лечь не удастся, с кем - вопреки письму –


ты уже не увидишься. Все равно, почему.



XI


Когда ты стоишь один на пустом плоскогорьи, под


бездонным куполом Азии, в чьей синеве пилот


или ангел разводит изредка свой крахмал;


когда ты невольно вздрагиваешь, чувствуя,


как ты мал,


помни: пространство, которому кажется ничего


не нужно, на самом деле нуждается сильно во


взгляде со стороны, в критерии пустоты.


И сослужить эту службу способен только ты.



1987



Другие статьи в литературном дневнике: