***

Наталья Ковалёва: литературный дневник

Можно много спорить о художественной ценности книг Михаила Веллера. У него армия поклонников и армия не принимающих его. Но вот это мне безусловно понравилось.
а главное пригодилось... Может, кому-то пригодится?



Из книги М.И.Веллера «Слово и профессия»:


Научись писать свободно, легко - и небрежно - так же как говоришь.


Пиши о том, что рядом, что знаешь, видел и пережил. Точнее, подробнее, размашистее.


Научись писать длинно. Прикинь нужный объем и пиши втрое длиннее. Придумывай несуществующие, но возможные подробности.


Придумывай. Фантазируй. Начнет вылезать и правда - вставляй и правду. Верь, что это так же правдоподобно, как и то, что ты пережил.


Теперь выкидывай все, что можно выкинуть. Своди страницу в абзац, а абзац в предложение.


Никаких украшений! Никаких повторов! Ищи синонимы, заменяй повторяющееся на странице слово чем хочешь! Никаких «что» и «чтобы», никаких «если» и «следовательно», «так» и «который».


Необходима пропорция между прочитанным и прожитым, между рафинированной информацией из книг и собственным опытом


Каждая деталь должна работать.



Следовать советам сложно, иногда невозможно. Но есть к чему стремиться. Как дивиз для творчества выбрала себе:
"Каждая деталь должна работать".
Раньше использовала фразу про ружье, которое в третьем акте, ну вы помните, чем там всё кончается)))
Деталь, деталище, детальки... С ними особенно сложно, пока пишешь, кажется важно, вычитываешь - ой, лишнее. Но тоже в соответствии с Веллером - режу!
Рискну к совету мастера добавить, еще один.Представляйте картину живо. Очень точно, иногда не грех бы и попробовать проиграть детальки в реале.
чтоб потом не было ошибок вроде таких
"Его кулак и нога врубились в лицо противника одновременно" На первый взгляд - красота.
Но попробуйте это повторить, если желающее лицо найдется))) Не выйдет. Либо удар ногой, либо кулаком. Иначе никак.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 17.11.2011. ***