21 ноября
СОБОР АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ
Во время входа мы говорили о том, что Господь уставил чины святых ангелов на небесах и молились о том, чтобы ангелы и нам сослужили божественную литургию. И вот сегодня праздник всех бесплотных Сил: Архистратига Божьего Михаила со всем небесным воинством. Апостол Павел говорит, что святые ангелы желают приникнуть к служению божественной литургии. А Господь принимает из наших рук Тело и Кровь Свои, приносимые в жертву, хотя, говорит евхаристическая молитва: «И предстоят Тебе тысячи архангелов и тьмы ангелов». Вот так возвеличен человек. А более всего возвеличен человек тем, что Господь воплотился, воспринял нашу человеческую природу. И вот, ангелы вместе с нами Богу служат. Мы вместе славим Бога. Слово «ангел» означает вестник. Так называют ангелов потому, что их служение выражает саму сущность, саму природу ангелов. Наша природа затемнена разными индивидуальными началами. Мы называем себя по профессиям, по своему социальному положению. А ангелы чисты и прозрачны. Их сущность выражает их служение. Через Святые книги Библии проходит служение ангелов человеческому роду. Именно поэтому они называются вестниками. Они несут в мир волю Божию и славу небесной жизни. Все книги Ветхого Завета наполнены служением ангелов, которых Бог посылает к нам.
Вчера вечером читались паремии о том, как ангел является одному из судей – Гедеону. Ночью он выходит осмотреть свое войско, а напротив расположен вражеский стан. И вдруг видит какого-то человека, облаченного в воинскую одежду. Гедеон спрашивает его: «Кто ты? Наш или от сопротивников наших?» А он отвечает: «Я – Михаил, Архистратиг Силы Господней». Архангел был послан для того, чтобы укрепить дух войска, чтобы они знали, что Бог с ними. Гедеон пришел в ужас от того, что видит ангела Божьего, и поклонился ему. А вестник говорит: «Не бойся. Не умрешь. Я явился к тебе, чтобы свидетельствовать, что с вами Бог» (см. Суд. 6.23.).
Целые книги посвящены служению ангелов. Рассказывается, как ангел входит не только в судьбы народа, но даже в судьбы отдельных людей. Входит для того, чтобы стать соучастником их судьбы, потому что его посылает Бог.
И еще больше мы видим служение ангелов в Новом Завете. Ангел возвещает рождение Иоанна Крестителя. Архангел Гавриил возвещает рождение Спасителя Пресвятой Богородице. Ангел во сне является Иосифу, чтобы предупредить о коварстве Ирода. Иосиф по повелению ангела уходит с Марией и младенцем в Египет. Ангел же возвращает их оттуда. И, когда Господь после Своего крещения молится в пустыне и во время 40-дневного поста претерпевает искушения от дьявола и побеждает эти искушения, и «Тогда, - говорит евангелист, - оставляет Его дьявол; и се, Ангелы приступили и служили Ему» (Мф. 4.11.).
И далее, в Гефсиманском саду, когда Господь молится о предстоящей Ему чаше, и капли пота, как капли крови, падают на землю, Ангел является Ему и укрепляет Его в подвиге. (См. Лк. 22.41-44.) Ангелы отваливают камень от гроба и проповедуют Воскрeceние.
Так через всю человеческую историю проходит служение ангелов. Церковное предание тоже говорит о многочисленных явлениях ангелов людям, явлениях, в которых раскрывались и судьбы человеческие, и судьбы Божии. Ангелы возвестят и конец человеческой истории. Последняя труба прозвучит, и человечество со всех концов земли по велению голоса ангела соберется на Суд Божий – восстанут мертвые и живые.
Церковное предание говорит нам о том, как устроен на небе ангельский мир. Есть такая книга Дионисия Ареопагита, в которой рассказывается о небесной иерархии. Святой Григорий Палама называет ангелов «вторыми светами», потому что подлинный и первый свет – Бог, а ангелы светят не своим светом, они отражают Свет Божественный. Этот Свет изливается через них не так, как вода льется по пустому желобу, а как драгоценный камень воспринимает солнечный свет, и этот свет проникает до самой глубины его, до самого сердца, и, отражаясь в нем, искрится лучами и огнем, играет всеми отблесками радуги. Вот так ангельские светы отражают Божественный Свет.
Дионисий Ареопагит говорит о том, что ангельские чины расположены как концентрические окружности, то есть окружности, находящиеся одна в другой. Они делятся на три чина и на три лика. Первый лик – это престолы, херувимы и серафимы, второй лик – это господства, власти и силы. Третий лик – начала, архангелы и ангелы. Есть еще особые ангелы, которых мы знаем по именам. Это высший лик ангелов – херувимы и престолы – это Архистратиг Божий Михаил, Гавриил, Рафаил… - это все ангелы, которые имеют личные имена. Мы знаем их из Священного Писания и Священного Предания, из книг Библии. Эти ангелы источают Божественный Свет как бы передающийся от одного лика к другому. Они все вовлечены в Божественный Свет, но есть высшие ангелы и низшие - «звезда от звезды разнится в славе». «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд», - говорит апостол Павел (1 Кор. 15.41.). В центре этих окружностей находится Бог, а вокруг Него располагаются вторые светы, одаряющие светом божественным друг друга. Так же, как и на земле, на небе нет равенства.
Но если мы здесь от неравенства, как нам кажется, страдаем, то на небе никто не страдает от неравенства. Почему же так происходит? Почему мы страдаем, а Святые Ангелы блаженны? Потому что страдаем мы не от неравенства, а страдаем от своего греха. В этом неравенстве одни из нас смотрят с завистью на высших, а другие смотрят с презрением на низших. А на небе не так. На небе ангелы высшие смотрят на низших с любовью и заботой, а низшие смотрят на высших с любовью и благодарностью. Мы страдаем не от неравенства, а страдаем от собственных грехов, страдаем от зависти и презрения, которые живут в нашей душе, то есть живем мы не так, как ангелы на небе, а так, как птицы в курятнике – каждый стремится сесть повыше, клюнуть своего ближнего и нагадить на нижнего. Это и является источником наших страданий – презрение и зависть вместо благодарности и любви. Но ангелы вместе с нами. Здесь на земле они стараются наполнить нашу жизнь и наше сердце теми чувствами, которые существуют на небе, которые они несут в себе, жизнью божественной.
Каждый из нас в крещении получает особого ангела, который называется хранителем. Господь говорит в Евангелие: «Блюдите, да никто от вас не обидит единого от малых сих, ибо их ангелы на небесах всегда видят Лицо Отца Моего Небесного» (см. Мф. 18.10.). То есть, они предстательствуют за тех, кто им вверен. С ангелом-хранителем у нас совсем особые отношения. Так же, как отец и мать, они заботятся о нас, потому что мы поручены им Богом. В псалме 90 говорится: «Ангелам своим заповедует о тебе: сохранить тебя во всех путях твоих. На руках возьмут тебя, да не споткнешься о камень ногой твоей» (Пс. 90.11-12.). Как отец и мать любят своих детей, даже когда те бывают дурными, когда творят зло, когда бывают несчастны, они постоянно им сострадают, также и ангел-хранитель. Если ум наш погружается лишь во временные заботы, затемняется похотью, ленью, небрежением, наш ангел-хранитель скорбит. И скорбь его в эти минуты близка Гефсиманской скорби Спасителя. Когда мы грешим, мы своими грехами отгоняем от себя ангела. Так же, как пчел отгоняет дым, так грехи человеческие отгоняют ангелов. А когда мы живем благочестиво, то ангелы вместе с нами сорадуются и стараются укрепить в добродетельной жизни наше сердце и нашу совесть. И радость его множится в нас самих.
Ангел–хранитель предстанет нам в час нашей кончины, когда мы будем нуждаться в его духовной помощи. Он защитит от обступающих душу тёмных ликов, ищущих похитить нас у Бога. И уже сегодня следует нам искать с ним молитвенного общения, помнить о нём, молится ему и ожидать встречи.
Хранитель Ангел, если и любя,
Твой шепот я поранил невниманьем,
Прости меня. Я знаю, что тебя
Увидят все в час позднего свиданья.
Когда наступят сумерки земли
И свяжутся навек пустые речи,
Все Ангелы придут, как корабли,
Последней беззащитности навстречу. (Архиепископ Иоанн Шаховской)
Аминь.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.