Априори или апостериори?Собрав яблоки, мы уходим от яблони, не оглядываясь, но при этом ее плоды уносим с собой. Если воспринимать жизнь, как один большой эксперимент, которым она, в принципе, и является, то яблоня - это причинно-следственные связи, а яблоки - наши выводы, сделанные в ходе эксперимента, которые не являются ничем иным, как опытом апостериори. И забирая с собой лишь яблоки, а яблоню, оставив позади, мы продолжаем, живя в настоящем, двигаться в будущее, зная, к чему приведут те или иные поступки. С опытом априори все намного сложнее, так как, в отличие от опыта апостериори, он является непосредственной частью нас. Мы не можем получить этот опыт извне. И поэтому самым глупым, что можно было бы сказать будет: “Это должно быть в вас априори”. Ведь, если данного опыта не существовало ранее, то значит, его появление будет обусловлено вмешательством извне и даже, если для другого человека, который делится с вами этим опытом, он априори, то для вас все равно он будет апостериори. Вы будете напоминать собой рутованное устройство, в которое внесены дополнения, которые не являются изначальной частью интерфейса вашей операционной системы. И вот над этим было бы интересно подумать, ведь по факту: вы лично этого опыта не получали, но он в вас заложен кем-то другим. Соответственно, все-таки не совсем корректно было бы называть это опытом апостериори, а уж тем более - априори. Так, что же это за опыт такой? Может быть он отныне объединяет в себе оба понятия? © Copyright: Наталья Баркалова, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|