Фет и Булгаков

Наташа Александрова: литературный дневник

Фет и Булгаков


Совершенно случайно наткнулась на небольшую поэму А.А.Фета «Сон». Удивили явные переклички с «Мастером и Маргаритой». С одной стороны, это понятно – оба писателя испытывали на себе влияние Пушкина и Гоголя. С другой стороны, ни разу не попадалось ни одного высказывания Булгакова о Фете. Увлекался ли он поэтом , читал ли эти стихи - неизвестно, по крайней мере, мне.


Мне не спалось. Томителен и жгуч
Был темный воздух, словно в устьях печки<…>

Из ставень в стену падал лунный луч,
В резные прорываяся сердечки
И шевелясь, как будто ожило
На люстре всё трехгранное стекло<…>


Мне было душно, жарко,
И стекла люстры разгорались ярко<... >
5

Недвижный взор мой, словно очарован,
К блестящим стеклам люстры был прикован.

6
На ратуше в одиннадцатый раз
Дрогнула медь уклончиво и туго.
Ночь стала так тиха, что каждый час
Звучал как голос нового испуга.
Гляжу на люстру. Свет ее не гас,
А ярче стал средь радужного круга.
Круг этот рос в глазах моих - и зала
Вся пламенем лазурным засияла.


И ровно в полночь в первом из них что-то грохнуло, зазвенело, посыпалось, запрыгало. Покрытые испариной лица как будто засветились, показалось, что ожили на потолке нарисованные лошади, в лампах как будто прибавили свету...


Как видно из сопоставления целый ряд образов в произведениях совпадает – это и ночная духота, и разгорающийся все ярче свет люстры. Таинственное действо, как и полагается, свершается в полночь.



7
О ужас! В блеске трепетных лучей
Всё желтые скелеты шевелятся,
Без глаз, без щек, без носа, без ушей,
И скалят зубы, и ко мне толпятся.
"Прочь, прочь! Не нужно мне таких гостей! …
8
Но вот иные лица. Что за взгляд!
В нем жизни блеск и неподвижность смерти.
Арапы, трубочисты - и наряд
Какой-то пестрый, дикий.
Что за черти?
"У нас сегодня праздник, маскарад,
Сказал один преловкий,- но, поверьте,
Мы вежливы, хотя и беспокоим.
Не спится вам, так мы здесь бал устроим.

9
Эй! живо там, проклятые! Позвать
Сюда оркестр, да вынесть фортепьяны.
Светло и так достаточно". Я глядь
Вдоль стен под своды: пальмы да бананы!..
И виноград под ними наклонять
Стал злак ветвей. По всем углам фонтаны;
В них радуга и пляшет и смеется.
Таких балов вам видеть не придется.


Уносимая под руку Коровьевым, Маргарита увидела себя в тропическом лесу. Красногрудые зеленохвостые попугаи цеплялись за лианы, перескакивали по ним и оглушительно кричали: "Я восхищен!" Но лес быстро кончился, и его банная духота тотчас сменилась прохладою бального зала с колоннами из какого-то желтоватого искрящегося камня. Этот зал, так же как и лес, был совершенно пуст, и лишь у колонн неподвижно стояли обнаженные негры в серебряных повязках на головах.


В следующем зале не было колонн, вместо них стояли стены красных, розовых, молочно-белых роз с одной стороны, а с другой — стена японских махровых камелий. Между этими стенами уже били, шипя, фонтаны<…> Возле них метались негры в алых повязках, серебряными черпаками наполняя из бассейнов плоские чаши.


В описании бала совпадений и того больше: тропические растения, фонтаны, проворные негры (арапы), угождающие гостям…



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 29.04.2013. Фет и Булгаков