Эффект Матфея в науке

Наташа Александрова: литературный дневник

Эффектом Матфея ученые называют неравномерное распределение вознаграждений за одинаковый по качеству результат. Однако эффект Матфея - понятие более обширное.

Эффект Матфея, или эффект накапливаемого преимущества, – социальный феномен, состоящий в том, что преимущества получает, как правило, тот, кто уже ими обладает, а изначально обделенный оказывается обделен еще больше. Иными словами, те, у кого есть власть и экономический или социальный капитал, могут использовать эти ресурсы для получения еще большей власти и капитала. Название эффекту дано по цитате из Евангелия от Матфея: «Всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет».

Впервые об эффекте Матфея стал говорить видный американский социолог Роберт Мертон: в публикации в журнале Science в 1968 г. он обратил внимание на психосоциальные факторы, влияющие на признание и оценку научных работ. Эффектом Матфея Мертон называл потенциальное превосходство, которое имеют публикации именитых ученых перед публикациями их менее известных коллег. При равном научном уровне двух публикаций шансы на успех в профессиональном сообществе выше у той из них, которая написана более состоявшимся ученым, например, нобелевским лауреатом.

Роберт Мертон в своей работе 1988 года писал: «…эффект Матфея заключается в том, что ученые готовы преувеличивать достижения своих коллег, уже составивших себе имя благодаря тем или иным прежним заслугам, а достижения ученых, еще не получивших известности, они, как правило, преуменьшают или вообще не признают».

В своей работе Мертон приводит огромное количество примеров из жизни. Нобелевская премия по медицине за открытие антибиотика стрептомицина в 1943 г. была присвоена Селману Уоксману, но в действительности препарат был синтезирован его молодым аспирантом Альбертом Шварцем, даже не упомянутым при вручении премии. Подобные ситуации повторялись несколько раз, например, при вручении премии по химии в 2000 г. или по физике в 2005 г. Дисковая модель Пуанкаре и модель полуплоскости Пуанкаре в гиперболическом пространстве названы в честь математика, которому было всего 14 лет в момент непосредственного изобретения моделей совершенно другим математиком - Евгенио Белтрами.

Богачей мало, а нищих много, а точнее, 20% населения владеют 80% капитала, а 80% - 20%. Эта интерпретация закона Парето отчасти объясняется также эффектом Матфея. Учитывая этот эффект как перманентный процесс, он должен приводить к тому, что богатые должны постоянно богатеть, а бедные – нищать. А точнее – растет отрыв.

Очевидно преимущество детей, научившихся читать раньше других, перед их сверстниками, испытывающими проблемы с освоением этого навыка. Способные будут развиваться быстрее не только потому, что они способные, но и потому, что это удобнее делать, умея быстро читать.

Именно авторитетные мнения имеют тенденцию реализовываться на практике: если преподаватели, проверяя журналы посещаемости и успеваемости и сравнивая оценки школьника с оценками одноклассников, приходят к выводу, что он ни на что не годен, и еще обращаются с ним соответственно, то тем самым они подталкивают его к тому, чтобы он стал таким, каким они его себе представляют.

Вероятность окончательно сойти с круга у потенциально талантливых молодых людей из непривилегированных социальных слоев гораздо выше, чем у их сверстников из среднего и обеспеченного класса.

Если молодые люди из бедных семей не проявят себя уже в раннем возрасте, если они не раскроют свои таланты уже в самом начале своего жизненного пути и не получат стипендии или другой материальной поддержки, они бросают школу и чаще всего навсегда лишаются возможности реализовать свой потенциал. Потенциальные поздние таланты из обеспеченных семей имеют гораздо лучшие шансы на то, что со временем их способности будут оценены по достоинству. Даже если они плохо успевают в школе, они все равно почти наверняка продолжат свое образование в колледже. Система жизненных ценностей того класса, к которому они принадлежат, ориентирует их на получение высшего образования, а их семьи в состоянии оказать им материальную помощь в годы учебы. Оставаясь в системе, они сохраняют за собой шанс со временем быть замеченными. Но более многочисленные одаренные выходцы из бедных семей, по-видимому, оказываются навсегда потерянными для науки. Таким образом, привилегированное положение талантливой молодежи, характерное для наших институтов, наносит глубокий и обычно скрытый ущерб потенциальным поздним талантам, не имеющим каких-либо экономических или социальных преимуществ. Идентифицируя ущерб, наносимый ярко выраженным неравенством условий образования и возможностей для проявления социально значимого таланта, обществоведы раскрывают истинный смысл того, что многие считали лишь своей личной проблемой; они показывают, что это проблема не личная, а социальная и что для ее решения требуются институциональные перемены.

Такие мысли приходят к самому, когда периодически сталкиваешься с информацией о различных фондах поддержки детей из малоимущих семей, размещенной в Интернете. Возникает вопрос: получат ли сами дети и их семьи информацию, размещенную таким способом?

Описанный ученым Мертоном эффект Матфея не ставит крест на тех, у кого нет больших предпосылок к успеху в будущем, но он заставляет нас самих задуматься, какая часть успеха была нам предначертана обстоятельствами, а какая заслужена своими усилиями?

Автор: Айжан Коженкова



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 14.08.2017. Эффект Матфея в науке