***

Наталья Иванова 26: литературный дневник

Я помню время, когда советское общество строило сначала социализм, а потом и коммунизм. Мне повезло в этом плане: я хоть и была ребёнком, но уже пошла в школу и могла чётко различать, что считалось хорошим в обществе, а что плохим.


То есть речь идёт о моральных ценностях нации периода социализма, и это крайне интересно. Что приветствовалось? Не начальством, не государством, а соседями, в кругу друзей и просто знакомыми? Образованность. Когда человек старался хорошо учиться, получить образование, на него смотрели с уважением. Не в той связи, что он сможет хорошо зарабатывать. Учителя зарабатывали в то время мало. Инженеры тоже – рабочий получал больше инженера. Но вот это стремление расти, расти над собой – это вызывало уважение.


Люди тогда очень хорошо понимали, что много зарабатывать можно только в некоторых профессиях после определённого образования. Или с учёной степенью. Все хорошо понимали, что вот если он или она много получают, то они это заработали в буквальном смысле этого слова. Хочешь больше зарабатывать – пройди их путь. А не так, как сейчас: с трудом заканчивают школу, образования никакого, но претензий к государству хоть отбавляй.


Ещё очень хорошо относились к людям, отличавшимся нестяжательством. Жадных не любили, сторонились их, впрочем это в любом обществе так. Но сейчас не видят ничего плохого в том, если человек прилагает неимоверные усилия, чтобы разбогатеть, побольше приобрести имущества. В то время таких презирали. Наверно, находились и такие, которые им завидовали. Но общим отношением было презрение.


Поэтому очень хорошо воспринималось такое качество, как скромность. Не в том смысле, что нужно было быть “синим чулком” (совсем нет – развивать в себе хороший вкус стремились многие), а когда человек проявлял умеренность. Вот мне этого достаточно – и больше не надо.


К военным хорошо относились, уважали их труд. Патриотизм был в чести. Не патриотизм напоказ, а внутренний стержень. Я среди окружавших меня людей не патриотов не могу припомнить. Патриотично относились к своей стране все. Гордились страной все, независимо от того, хорошо они жили или не очень. Это было наследием Победы – фронтовики умирали за родину и их наследники тоже были готовы за неё умереть.


Это не то, чему учили в школе, а таким было общество, каким я его помню, каким я его чувствовала.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 13.05.2021. ***