О чем говорит изменчивая риторика КремляЗа последние месяцы руководство РФ уже несколько раз меняло позицию, озвучивая разные причины и цели, оправдывающие так называемую "спецоперацию" против Украины. Первичным поводом для начала войны стала "демилитаризация" и "денацификация", позже Путин заявил об угрозе создания атомной бомбы, потом обвинил Киев и Вашингтон в тайных разработках биологического оружия, способного уничтожать русских, затем глава Госдумы Володин рассказал, что ввод войск – это превентивный удар, иначе украинцы и НАТО сами бы перешли в наступление. Причем напали бы не только на Россию, но и на Беларусь. О чем говорит эта изменчивая риторика? Почему послания Кремля столь непоследовательны? Можно ли сказать, что в Литве главной целью пропаганды являются русские? И разумно ли поступает государство, блокируя российские провластные СМИ? Об этом и не только мы поговорили с доктором социальных наук, доцентом Вильнюсского университета, политобозревателем и автором книги "В окружении пропаганды" Виктором Денисенко. – Виктор, как известно, вы на протяжении многих лет исследуете разные виды и аспекты фейков, дезинформацию, полуправду, типы пропаганды разных режимов и стран. Что касается России, произошли ли после 24 февраля какие-то принципиальные изменения в риторике прокремлевских медиа? Пропаганда в России фактически перешла к задаче объяснять происходящее – обозначить причины и предпосылки, хотя война идет уже почти месяц. Я вижу, что нарратив про нацистов и денацификацию уже ослабевает. Он не исчез, им пользуются, но сегодня куда больше говорят о том, какую угрозу Украина несет для безопасности России, какая большая угроза возникнет перед россиянами, если она вступит в НАТО и так далее. – Честно говоря, такое впечатление есть. И у меня, и у моих коллег. Говорить об этом трудно, поскольку мы не знаем, что там было на самом деле, но мы можем делать выводы на основе открытых материалов и различных публикаций. В частности, некоторые либеральные СМИ, у которых есть определенные возможности выйти на людей в высших эшелонах власти, у которых есть свои источники, показывают, что война многих застала врасплох многих, включая, видимо, и прокремлевские СМИ. Но меня это не удивляет. Когда мы говорим про российскую пропаганду, зачастую у нас складывается впечатление, что все работает синхронно. Условно говоря, утром Путин просыпается и дает разнарядки ведущим изданиям, однако это не так. Пропагандистская машина активна, там есть разные игроки, они не всегда зависят друг от друга. Например, разные фабрики троллей, которые способны выполнять госзаказы. Есть ряд крупных каналов для распространения информации, принадлежащих государству, но есть и те, которыми владеют олигархи… В этом смысле меня не удивила некоторая растерянность. Возможно, те, кто руководят этими потоками, действительно не готовились к такому сценарию, полагая, что все ограничится одним признанием так называемых ДНР и ЛНР. – Получается, что в каком-то смысле пропаганда уже действует автономно? Вы поддерживаете тезис главного редактора «Новой газеты», Нобелевского лауреата Дмитрия Муратова, который говорит, что власть настолько обожралась собственной пропагандой, которую изначально заказывала у коллективного телевизора, что в какой-то момент сама начала в нее верить? То есть пропаганда отчасти уже сама диктует повестку власти… С Муратовым можно согласиться. Сначала была запущена машина пропаганды, ее сформировали, усиливали, она выполняла свои цели, а в итоге вышло так, что в поле ее воздействия попала и политическая верхушка. Мы, разумеется, можем лишь гадать, но мне эта концепция кажется вполне разумной. – В академической среде такие дискуссии ведутся постоянно. Если попытаться загнать нынешнюю кремлевскую пропаганду в какие-то рамки, то это постмодернистская модель. В ней сочетаются разные элементы. Там присутствуют и советские методы, можно найти какие-то аспекты, которые сопоставимы с риторикой нацистской Германии. В частности, один из ключевых нарративов «Россия поднялась с колен» – очень похож на то, что с информационной точки зрения делали нацисты в 30-х годах прошлого века. Мне близка позиция Питера Померанцева – исследователя такого явления, как пропаганда Кремля. Цель заключается не в том, чтобы доказать, что правда на стороне Москвы, они ставят перед собой задачу создать некий информационный хаос – доказать, что правды не существует как таковой. Мол, ее вообще нет, поэтому существует много разных правд. В чем-то правдив Кремль, в чем-то условный Вашингтон… Таким образом получается атаковать западную либеральную информационную модель, где есть независимая журналистика, где журналисты ищут правду, верифицируют факты и данные, подают информацию нейтрально, а Кремль говорит, что никакой журналистики нет, никакой правды нет. Потребителя информации пытаются убедить в этом, в результате у него создается впечатление, что ему не на что опереться, а таким человеком очень легко манипулировать. Конечно, эту теорию можно подвергнуть критике, но лично мне она кажется наиболее точной. Собственно, почему? Иногда нарративы кремлевской пропаганды сделаны очень плохо – ты это видишь, ты понимаешь, что все шито белыми нитками, что здесь налицо ложь и манипуляции. В связи с этим возникает вопрос, неужели те, кто готовят такой контент, столь некомпетентны? Может, у них нет времени, денег, сотрудников? И здесь Померанцев отвечает: это не так – цель как раз и состоит в том, чтобы создать информационный хаос. И это многое объясняет. Количество имеет значение фейков, а не качество. – Это хороший вопрос. Каждый раз, когда принимается решение о блокировке некоего информационного ресурса, возникает дилемма – где проходит грань между свободой слова и опасностью для нее? Долгое время я был противником таких ограничений. Считал, что с пропагандой стоит бороться, поддерживая информационную гигиену, предлагая альтернативу, создавая качественные СМИ, деконструируя те же нарративы пропаганды, показывая, как она сделана и тому подобное. Однако с началом войны все изменилось. На мой взгляд, Россия пересекла красные линии. В целом решение о блокировке я поддерживаю. Тот поток пропагандистских нарративов – откровенная ложь и откровенные фейки, которые лились с телеэкранов и сайтов, пожалуй, стали запредельными, чтобы смотреть на это снисходительно. – А вам не кажется, что мы переоцениваем роль телевизора? Иными словами, не придает ли государство этой пропаганде большей значимости и веса из-за того, что относится к ней столь серьезно, уделяет повышенное внимание… – Справедливо ли утверждение, что главная цель кремлевской пропаганды в Литве – это русское национальное меньшинство? – Я бы говорил о русскоязычной общности, а не русской. В первую очередь, мы говорим о языке, а не этносе. Часть людей, безусловно, попадает, часть – нет. У меня нет на руках исследований, а я, как представитель академического сообщества, привык опираться на них. © Copyright: Инна Чешская, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|