Путин переоценил начитанность россиян

Душа Шахини 1: литературный дневник

И ладно бы взвыла в экстазе либеральная наша оппозиция. Это такие удивительные люди, по которым складывается впечатление, что в детстве они книг не читали, да и во взрослом возрасте осиливают максимум колонки «Новой газеты». Но нормальные-то люди! Как можно было забыть эту речь Плевако, давно превратившуюся в распространенный анекдот?


Много бед, много испытаний пришлось перенести России за почти две недели карантина. Вирусы терзали ее, патрули Росгвардии и законодатели. Административные задержания обрушились на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия. Но теперь, теперь… Президент пошутил про половцев и печенегов. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно.


Слегка переиначенная мною речь знаменитого адвоката Федора Плевако, жившего в девятнадцатом веке, цитировалась в детских книгах, которые миллионными тиражами выходили в СССР. Миллионы советских детей, вплоть до поколения девяностых, донашивавших старые книги за старшими, читали ее. Миллионы студентов юрфака знакомились с ней (с уточнением, что в оригинале речь Плевако несколько отличалась, была длиннее, не столь афористична, да и вообще речь шла не про чайник, а про кофейник). Миллионы, миллионы россиян, исключая, разве что, поколение Z, читали эти слова:


«Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России за более чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двунадесять языков обрушились на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь… Старушка украла старый чайник ценою в 30 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно…».


Но стоило президенту помянуть печенегов и половцев в своей речи – как понеслось…


Напомним, во время выступления, посвященного противоэпидемическим мерам, Путин заявил:


«Дорогие друзья! Все проходит, и это пройдет. Наша страна не раз проходила через серьезные испытания: и печенеги ее терзали, и половцы, — со всем справилась Россия. Победим и эту заразу коронавирусную. Вместе мы все преодолеем».


По словам его пресс-секретаря Дмитрия Пескова, фраза не была подготовлена спичрайтерами, а была личной инициативой самого Путина.Охотно верю.


Сдержанная ирония старого чекиста – это то, что прослеживается во всех выступлениях президента и, признаться, лично меня подкупает. Да просто по-бабьи очаровывает, будем называть вещи своими именами.


Беда в том, что Владимир Владимирович явно переоценил уровень образования современных россиян, возможно, пребывая в иллюзиях о том, что со времен СССР оно не слишком упало. Оказалось, что нет! Не способен россиянин распознать скрытую цитату, посмеяться над аллюзией, провести параллель между украденным чайником за 30 копеек и коронавирусом.


И ладно бы взвыла в экстазе либеральная наша оппозиция. Это такие удивительные люди, по которым складывается впечатление, что в детстве они книг не читали, да и во взрослом возрасте осиливают максимум колонки «Новой газеты». Но нормальные-то люди! Как можно было забыть эту речь Плевако, давно превратившуюся в распространенный анекдот?


Переиздавать надо советские детские книги, вот что я скажу. Современная детская литература – это, конечно, хорошо, но советская в игровой, легкой форме закладывала неплохой образовательный базис. Увы, наши детские книги по большей части вынесены на помойки, переработаны на макулатуру, пылятся в подвалах библиотек. Кому это надо в век новых технологий?


А все же надо – чтобы не выставлять себя глупцами.


И вот еще что примечательно: из всей речи президента только печенеги с половцами и запомнились. (Здесь играет музыка из «Семнадцати мгновений весны» и закадровый голос произносит: «Запоминается последняя фраза — это Штирлиц вывел для себя, словно математическое доказательство»).


Прошло мимо неравнодушных людей введение штрафов за нарушение карантина. Не заметили введения новых выплат: по 3000 на каждого ребенка, введение пособия по безработице по верхней планке. Проигнорировали отсрочку по налогам для малого и среднего бизнеса. Забыли о рекомендации по возможности восстанавливать работу предприятий. Все это прошло мимо, все это забылось, потому что смешки насчет печенегов – это куда понятнее, веселее, интереснее.


Понятно, что во время вынужденной самоизоляции нервы сдают. Понятно, что вслушиваться в цифры и данные тяжело, теряется концентрация от нервного напряжения. Понятно, что проще смеяться, даже если это несколько истерический смех, паника, усталость. Смех разряжает обстановку.


Может, потому президент и рискнул так пошутить в конце своего обращения?


Не знаю. Но обидно за народ. Обидно за тех, кто забыл свои детские книги, кто неспособен вспомнить распространенную цитату, кто поленился сделать несложное усилие мозгом, а вместо этого раскашлялся невротическим смехом.


Шутите, товарищи, смейтесь, если это помогает вам пережить панику. Но все-таки сделайте усилие над собой, и когда закончится карантин – сходите на барахолку. Накупите своим детям потрепанных советских книг. Им должно понравиться. Даже в эпоху компьютерных игр, социальных сетей, постов в Instagram, коротких информационных заметок и миллиона развивающих приложений, которые пытаются навязать своим детям отчаявшиеся родители.


Читайте. Развивайтесь.


Анна Долгарева


http://bitly.su/7W9Hdbl



Другие статьи в литературном дневнике: